4143. Труль. Музыкальное движение в истории Петришуле

go to end

..texts

Музыкальное движение в истории Петришуле
(к 300-летию школы №222)

http://idvm.chat.ru/texts/4143.htm#begin

[Опубликовано в журнале «История Петербурга» №1 (59)/2011. – Спб: Издательство «Полторак».]

В 1907 году Петришуле закончили четыре ученицы: Камилла и Ильза Тревер, Катя Цинзерлинг, Наташа Энман. После школы они продолжили образование, поступив на  Высшие женские (Бестужевские) курсы. На курсах девушки познакомились со своими сверстницами Стефанидой Рудневой, Юлией Тихомировой и Наташей Педьковой. Девушки учились на разных факультетах, но интерес к античному искусству и увлечение свободным танцем Айседоры Дункан, сплотило их в группу единомышленниц. В 1914 году они объединяются в пластическую студию «Гептахор» (в переводе с греческого гепта – семь, по числу участниц коллектива, хорос - пляска). Название коллективу дает профессор Санкт-Петербургского университета, выдающийся филолог-эллинист Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944), читавший на Бестужевских курсах лекции по истории античного искусства. Его лекции и личность повлияли на мировоззрение девушек, заложили основы будущей жизни коллектива, основанной на античной идее дружбы и ее роли в жизни и общении людей.  А искусство Айседоры Дункан и ее новаторские идеи, которые олицетворяли античный идеал гармонического развития человека и его самовыражения в искусстве движения (пластики, отсюда, еще одно определение ее танца, как пластический) доступного человеку любого возраста и способностей, сподвигло их на самостоятельную творческую деятельность. Культуролог и историк отечественной урбанистики Николай Павлович Анциферов в своих мемуарах «Из дум о былом» писал: «Увлеченные Айседорой Дункан, они в танцах оживляли известные античные статуи. [...] Гептахор жил общей жизнью. Это была маленькая коммуна амазонок науки и искусства». Спустя годы Студия «Гептахор» станет ярким явлением отечественной культуры.

В начале 20 века после гастролей знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан в России многие юные жительницы Петербурга, Москвы и других городов стали увлекаться  «свободным движением», «свободными танцами в духе Дункан». «Гептахорки» не стали подражать танцам Дункан, которая и сама не любила таких подражательниц. «Они пошли по наиболее трудному пути, попытались открыть тайну искусства Айседоры, удивительного слияния музыки и движения в высокий художественный образ. Им удалось это сделать». Опираясь на ее идеи, они разработали свой метод, названный  музыкальным движением.  Музыкальное движение - метод, выходящий за рамки узкой задачи обучения танцу - метод целостного музыкально-эстетического воспитания личности, метод художественно-творческой работы.

В 1914 году «Гептахор» по просьбе Айседоры Дункан помогает в поисках одаренных русских детей для ее парижской школы. В декабре того же года у них появляются первые ученицы и с этого момента творчество и педагогика в Музыкальном движении  неразделимы.

Ни Первая мировая война, ни Октябрьская революция не остановили творческой деятельности «Гептахора». К 1923 году «Гептахор» превратился в «солидное, довольно известное в Петрограде учреждение» - «частную студию музыкального движения на самоснабжении при отделе профобразования». «Имя этой студии уже мелькало на афишах, у нее была своя публика, печатались рецензии в газетах и журналах…» Д.Д.Шостакович подарил «Гептахору» автограф своей «Песни о встречном», послужившей материалом для одной из танцевальных постановок, снабдив его дарственной надписью: «Студии «Гептахор» на память о первой совместной работе». В 1927 году коллектив «Гептахор» стал Государственной Студией  музыкального движения. К 1930 году занятиями музыкальным движением охвачено свыше трех тысяч человек: дошкольников, школьников, пионервожатых, педагогов дошкольных и школьных. С 1919 по 1923 годы занятия музыкальным движением велись и в советской школе №222. Систематически проводились семинары в домах пионеров, клубах, театре рабочей молодежи, институте физической культуры им.Лесгафта. Также велась работа в Ленинградской области, Киеве, Самаре, Орле. В 1934 году Студия «Гептахор» была закрыта без объяснения причин. Сегодня мы знаем, что и Студию «Гептахор», и многие другие студии «свободного» пластического танца, которые следовали идеям А.Дункан, закрыли по идеологическим причинам. А.Дункан была американкой, её искусство было признано «буржуазным», «западным», а «преклонение перед западом» стало осуждаться властями и всё «не наше» подверглось уничтожению.

Но, метод музыкального движения, созданный «Гептахором», выжил. Было разрешено использовать метод в дошкольном и школьном воспитании сначала в Московской области, потом в Москве. Музыкальное движение получило всеобщее признание. Проводились всесоюзные семинары для педагогов, выпускались методические пособия, сборники упражнений. Метод до сих пор не имеет аналогов по теоретической глубине и практической эффективности, является одной из вершин отечественной педагогики.

Судьба «гептахорок», выпускниц Петришуле сложилась по-разному. Педагогическая и творческая деятельность студийцев совмещалась с работой в разных областях. Наталия Александровна Энман (1889–1961) работала сначала в Коммунистическом университете, потом в доме-квартире С.М.Кирова заведующей фондами музея. Была талантливым художником, сохранились ее рисунки танца Айседоры Дункан, а также движений и упражнений коллектива «Гептахор». Рисунки напечатаны в книге С.Рудневой «Воспоминания счастливого человека» Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения "Гептахор"  издательства Главархива Москвы, вышедшей в 2007 году. Фрагмент её рисунка, сделанного в 1917 году, набросок движений коллектива на тему композиции «Фантазия», украшает обложку этого уникального издания. Книга была признана «Лучшей книгой России 2007 года» в номинации «Диалог со временем».

Екатерина Владимировна Цинзерлинг (1888-1979) работала геологом. Стала видным специалистом в области кристаллографии, доктором геолого-минералогических наук. Ильза Васильевна Тревер (1890-1955) была сотрудницей Русского музея. Камилла Васильевна Тревер (1889-1974) работала археологом. Стала одним из виднейших научных сотрудников Эрмитажа, членом-корреспондентом АН СССР, коллегой, соратником и другом академика и директора Эрмитажа с 1934 по 1951 годы И.А.Орбели (поклонника «Гептахора»).

«История метода музыкального движения вобрала в себя судьбы многих талантливых людей, их эстетический опыт, творческие открытия, подвижнический труд. В разработке метода в разные годы принимали участие известные музыканты, художники, ученые – одна из уникальных особенностей всей истории развития музыкального движения». Например, Георгий Александрович Дюперрон (1877-1934), пропагандист и теоретик физкультурного и спортивного движения, секретарь Национального олимпийского комитета России в предреволюционные годы, профессор Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, признанный ныне одним из основоположников российского футбола, также выпускник Петришуле. Их вклад в историю танцевального искусства стал частью культурного и педагогического наследия нашей страны.

Сегодня в школе №222 «Петришуле» проходят занятия по музыкальному движению. Дело, начатое в начале 20 века выпускницами Петришуле, продолжает жить.

Труль О.В.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
художественный руководитель коллектива пластического танца «Классика-Модерн»
и группы музыкального движения школы №222 Петришуле

http://idvm.w.pw/texts/4143.htm
http://idvm.netfast.org/texts/4143.htm
http://idvm.freevar.com/texts/4143.htm
http://idvm.chat.ru/texts/4143.htm#begin

http://troul.chat.ru
http://ecodance.chat.ru

..texts
http://idvm.chat.ru
http://troul.chat.ru/center.htm
..index

go to begin