..texts

Дом Айседоры Дункан

В глубине улицы высится красивый особняк с табличкой «Пречистенка, 20». Этот дом бы возведен по пороекту архитектора М. Казакова в конце XVIII века.

Много хозяев поведал этот особняк. В середине XX века здесь жил генерал, герой Отечественной войны 1812 года Алексей Петрович Ермолов, проявивший великое мужество при участии в Бородинском сражении, отбив у французов батарею генерала Н. Н. Раевского. В 1900 году в особняк заселился миллионер А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне. Его жена, балерина Александра Балашова, блистала на сцене Большого театра. Для домашних репетиций в особняке была оборудована специальная комната со стенами, сплошь покрытыми зеркалами. После революции семье Ушкова пришлось покинуть Россию, однако особняк с зеркальной комнатой пустовал недолго.

Жила в доме и другая известная балерина Айседора Дункан. Она заселилась в особняк № 20 в 1921 году, открыв здесь детскую хореографическую студию. Произошла забавная ситуация: балерины как будто поменялись местами — Александра Балашова поселилась в Париже на Rue de la Pompe в доме Айседоры Дункан, а американская балерина приехала в России и обосновалась в особняке, ранее принадлежавшем Балашовой. Узнав о таком «обмене», Айседора рассмеялась и назвала его «кадрилью».

Осенью того же года Дункан познакомилась с Сергеем Есениным в доме Пигита на Большой Садовой, 10. Уже глубокой ночью повез их извозчик на Пречистенку Путь был долгим — через Садовые, Смоленскую, Арбат... Лошадь медленно брела по темным пустынным переулкам, и уставший извозчик нечаянно заснул. Есенин с Дункан оживленно беседовали и не обращали внимания на дорогу, и только переводчик заметил, что лошадь заблудилась и ходит вокруг церкви св. Власия в Гагаринском переулке. Он потряс извозчика за плечо: «Эй, отец, ты что, венчаешь нас?! Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь!» Есенин, услышав, расхохотался: «Повенчал! Повенчал!» А когда перевели Айседоре, она обрадовалась и заулыбалась.

Забавное происшествие в действительности оказалось предзнаменованием — уже в мае 1922 года состоялась их свадьба. Есенин поселился в Пречистинском особняке вместе с Айседорой и ее многочисленными воспитанниками. Здесь он с увлечением работал и написал свою «Волчью гибель». Вскоре жизнь в доме была потревожена загадочным событием: ночами по комнатам стали бродить таинственные люди с фонарями. Поймать их было невозможно — при малейшем шорохе они сразу же исчезали. Однажды незваные гости с отмычками проникли в спальню детей, угрожая им ножами. Есенин услышал детские крики и с поленом в руках бросился обыскивать дом, но нашел только спящего мирного швейцара. Потом оказалось, что жильцов подстерегала самая настоящая опасность: по ночам в большом особняке разгуливала целая шайка воров. Они пробирались сюда в надежде отыскать сокровища — в ту пору по городу ходили слухи о тайнике с несметными богатствами Ушкова, будто бы оставленном им в стенах своего Пречистинского дома.

Есенин с Дункан прожили вместе недолго, но эта роскошная американка оставила огромный след в серце и творчестве поэта.

http://www.prech.ru/dunkan/


МОСКОВСКАЯ ШКОЛА А. ДУНКАН
 "Большая российская энциклопедия"
 РУССКИЙ БАЛЕТ

Студия имени А. Дункан, открыта 3 дек. 1921. По решению сов. правительства, А. Дункан, приехавшей в Россию в июле 1921, и её школе был отведён особняк на ул. Пречистенка, 20. В орг-ции школы деятельное участие принимал А. В. Луначарский. Гл. цель школы - воспитание гармонич. личности средствами танца и музыки. В основу воспитания был положен принцип свободы творч. самовыражения в процессе духовного формирования ребёнка, развития его худож. интуиции. Гл. роль отводилась музыке - средству, способному дать импульс образному воображению. Изучение танца начинали с простейших элементов, ритмич. ходьбы, марша, бега, прыжков. Контингент учеников состоял в основном из детей моек. рабочих в возрасте от 4 до 10 лет. Первое публичное выступление уч-ся состоялось в 1921 в Большом т-ре на праздновании 4-й годовщины Окт. революции - А. Дункан вместе со своей приёмной дочерью - И. Дункан и детьми исполнила "Интернационал". Воспитанники школы часто выступали на концертах для рабочих, участвовали в рев. торжествах и манифестациях, в массовых спортивно-зрелищных праздниках. В мае 1922 А. Дункан уехала за границу. Всю пед. работу продолжала вести И. Дункан. Ею были пост. в духе "дункановских" композиций конц. программы: "Вечер Шопена", "Танцы и игры" на муз. Ф. Шуберта, К.В. Глюка, С.В. Рахманинова (1923), а также "Танцы революции" (1926) и т. н. новые формы обрядности - "Ок-тябрины" и др. муз.-пластич. композиции, исполнявшиеся на муз. рев. песен. С 1924 школой руководили И. И. Шнейдер и И. Дункан. В 1925 школа была лишена гос. финансирования и существовала за счёт средств от выступлений и гастрольных поездок по городам Украины, Урала, Туркестана, Китая. В 1928 И. Дункан с группой учениц уехала в США. Вскоре, под угрозой репрессий родных и близких, учениц вернули на родину. Школа была преобразована в Студию им. А. Дункан и перешла в административное ведение Центр, парка культуры и отдыха им. М. Горького. Её творч. деятельностью руководила М. Борисова, осуществлявшая постановки конц. программ в стиле танцев Дункан. В 1935 Студию посетил англ. реж. и теоретик т-ра Г. Крэг. В 40-е гг. Студия была переведена в Москонцерт, где просуществовала до 1949. Лит.: Волынский А., ШколаА.Дун-кан. "ЖИ". 1922. ј 35: Шнейдср И., Школа И. Дункан, "Зрелища". 1922. ј 18; В школе А. Дункан, там же, 1923, ј 36; Галинг, В школе А. Дункан, "ТМ". 1922, ј 32; Дункан А., Моя жизнь, М., 1930; Тeидep В., А. Дункан в Сов. России, в сб.: Вопросы театр. иск-ва, М.. 1977: А. Дункан, сост. С. П. Снежко, К., 19S9; Duпсаn I., Масdоugall A. R., I. Duncan's Russian days and her last years in France, N. Y., 1929; Shneider I., Isadora Duncan. The Russian years. L., 1968; Roslavleva N.. Prechi-stenka, 20. The Isadora Duncan School in Moscow, N. Y., 1975 (Dance Perspecktives, ј 64). В.А. Тендер.

http://read.newlibrary.ru/read/avtor_neizvesten/page0/russkii_balet.html
http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/balet_encicl/page-51-balet_encicl.html


Пречистенка, дом 20

Адрес: улица Пречистенка, дом 20
Дата постройки: 1904
Архитектор: А.С. Каминский
Функциональное назначение: Памятник истории и культуры федерального значения

Особняк имеет богатую историю. По преданию, до пожара на этом месте был дом доктора Христиана Лодера, который позднее прославился своим методом лечения великосветских недугов прогулками на свежем воздухе. Однако достоверных сведений об этом не сохранилось. После пожара 1912 года здесь появился двухэтажный особняк, обладавший характерным для московских зданий того времени строгим и лаконичным классическим фасадом.

Возведенный на одной из самых аристократических улиц Москвы, особняк сменил немало именитых владельцев: Хованских, Орловых, Ермоловых.

После графини Е.Ф. Орловой, прославившейся чудачествами (ее домашняя шутиха "дура Матрешка" была известна всему городу и даже императору Александру I), дом был приобретен для героя Отечественной войны и покорителя Кавказа Алексея Ермолова (1777-1861), который провел в нем последние 10 лет своей жизни. Генерал по причине преклонного возраста отошел от военных дел, но принимал участие в общественной московской жизни и даже был избран начальником городского ополчения во время Крымской войны. Дом на время стал чем-то вроде штаба ополчения.

Позднее здесь жил В.Д. Коншин, потомственный дворянин и предприниматель, фигура тоже в своем роде знаменитая. За пристрастие к примулам его называли московский "лорд Биконсфильд" (британский премьер-министр того времени).

Благодаря этому владельцу дом обрел современные черты смешанного рококо-барочного стиля. Для реконструкции дома Коншин пригласил в 1873 году московскую знаменитость - архитектора А.С. Каминского. Фасад украсился обильным, качественно исполненным лепным декором с выразительными изображениями орлов, грифонов, львиных голов, дубовых и лавровых ветвей. Изысканы кованая решетка фигурного балкона второго этажа в центре фасада и литая ограда слева от дома.

В начале XX века дом приобрел миллионер-промышленник А.К.Ушков, женатый на приме-балерине Большого театра Александре Балашовой. При них была произведена вторая перестройка, и дом окончательно утратил классические черты. В это время в доме появляется балетный репетиционный зал с зеркальными стенами.

После революции в доме разместилась хореографическая школа-студия знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан. И здесь же, после знакомства с Дункан, жил и работал поэт Сергей Есенин. Символично, что эмигрировавшая балерина Балашова поселилась в Париже в доме, где до того жила Айседора Дункан.

В 1930-х годах в доме помещалась Выставка охраны материнства и детства, а затем здание было передано Наркомату иностранных дел.

ГлавУпДК бережно относится к доверенному его попечению историческому и культурному наследию. Проведенная Главным Управлением в 1999 году реставрация особняка признана победителем конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры Москвы.

http://www.updk.ru/rent/culture/detail.php?ID=296



..texts
http://idvm.narod.ru
http://troul.narod.ru/center.htm
..index

Hosted by uCoz