371. Проничева. С любовью, Айседора

isadora duncan virtual museum
end ` texts `` english ` русский

С любовью, Айседора

«Я не придумала свой танец, он существовал до меня, но он спал, а я его разбудила», — писала Айседора Дункан в своих воспоминаниях.

Выставка «Айседора Дункан. Живая скульптура» в Музее Антуана Бурделя отдает дань великой танцовщице, а 350 произведений искусства рассказывают о ее таланте и влиянии на культурную жизнь Парижа начала прошлого века.

Родившись в Сан-Франциско, Айседора долгое время переезжает с места на место, пока ее мать не решает обосноваться в Париже в 1900 году. Она хотела танцевать и только танцевать: лучшие парижские салоны приглашали ее исполнить сольный номер, а в 1903 году она дает первое публичное представление в Театре Сары Бернар. Ее манера была отличной от всего, что парижане видели до этого - чувствительность, интуиция и естественные движения, напоминавшие то колебания ветра, то едва заметные морские волны, — способствовали тому, что выступления Айседоры окрестили «свободным танцем». Ощущение свободы и легкости движения возникало еще и потому, что, отказавшись от балетного костюма, корсета и лифа, Дункан выходила на сцену в свободном полупрозрачном хитоне на греческий манер и босиком!

Танцующая Айседора стала музой для многих художников и скульпторов того времени, у нее завязались дружеские отношения с гением скульптуры Огюстом Роденом. Так, на выставке можно увидеть ее письма Родену, а также почтовую открытку на его имя, подписанную: «С любовью, Айседора». Но наибольшее влияние она оказала на ученика Родена Антуана Бурделя. Увидев ее танцующей в «Ифигении в Тавриде» в 1909 году, Бурдель на следующий же день выполнил 150 рисунков, воспроизводивших по памяти танцевальные па. Фиолетовые и коричневые чернила, слегка нервный рисунок, акварель и немного гуаши — каждый рисунок Бурделя фиксирует отдельно взятое мгновение танца, а вместе они позволяют восстановить всю чувственную красоту движений Айседоры.

Стремясь сделать танец естественным, она черпала вдохновение в Древней Греции — скульптуре ее храмов и чернофигурной вазописи. На выставке также представлены фотографии, сделанные ее братом Реймондом в 1903—1904 годах в Греции: застывшая фигура танцовщицы в длинной тунике мало чем отличается от величавых статуй афинского Акрополя. Как она позже признавалась: «В своем искусстве я не копировала, как думали многие, фигуры с греческих ваз, фризов или живописных произведений. Благодаря им я научилась наблюдать за природой с особым вниманием, и если некоторые из моих движений напоминают жесты, замеченные в произведениях искусства, то это лишь потому, что они почерпнуты из того же естественного источника».

Айседора потрясала парижскую элиту не только своим чувственным танцем, но и широтой своих взглядов. Она отрицала условности и табу, выступала за отмену брака и защищала право женщины на свободные сексуальные отношения. Ее громкие романы с режиссером-постановщиком Эдвардом Гордоном Крейгом и промышленником Патриком Зингером громко обсуждались в светском обществе. А российской интеллигенции она запомнилась своим выступлением в Москве в 1922 году и последовавшим вскоре браком с поэтом Сергеем Есениным (он был младше нее на 18 лет). Айседора приняла российское гражданство, а затем отправилась с мужем во Францию. Супруги вернулись в Россию лишь год спустя, а в декабре 1923 года расстались.

Последний зал экспозиции посвящен культурной атмосфере Парижа начала ХХ века: классический балет, американские танцовщицы Лои Фуллер и Рут Сен-Дени, Дягилевские балеты... Рисунки танца Вацлава Нижинского в «Послеполуденном отдыхе Фавна» (1912), выполненные Бурделем, лишний раз свидетельствуют о подлинной страсти, которую скульптор испытывал к этому магическому искусству — танцу.

Карина ПРОНИЧЕВА

Musee Bourdelle
18 rue Antoine Bourdelle
75015 Paris
Metro: Montparnasse, Falguiere

http://rusoch.fr/cult/ajsedora_duncan.html

*

http://idvm.eu5.org ` http://idvm.w.pw ` http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru
http://idvm.ru.tf ` http://idvm.ya.ru ` http://duncanmuseum.ru.tf
http://duncan.boxmail.biz ` http://r812.eu5.org

© open resource

begin ` texts ` home