326. Московское действо

english ` russian ` ` ..texts

Московское действо
 на международном фестивале «Московское действо» в 2002 и 2005 г.

Танец Айседоры Дункан
Лори Белилов «Искусство Айседоры Дункан»

Группа «Искусство Айседоры Дункан» основана в 1989 году танцовщицей, исследователем, хореографом Лори Белилов (США). В ее создании принимали участие люди, которые были близки самой Айседоре, а также историки, критики, специалисты по ее искусству. С их помощью группа освоила и исполняет танцы Дункан в их первоначальной и целостной версии.

Миссия группы – тройственная. Во-первых, ее цель – историческая – воссоздать, сохранить и передать последующим поколениям танцоров и зрителей мастерство танца, технику и репертуар Айседоры Дункан. Во вторых, расширить этот репертуар с помощью современных интерпретаций, сценического дизайна и постановок. Наконец, Лори Белилов и ее группа выступают как исполнители танцев Дункан и своей оригинальной хореографии, созданной в традициях дунканизма. Эти традиции Лори Белилов перенимала непосредственно от первого и второго поколения учениц Айседоры. Уже более двадцати лет Лори Белилов исполняет танцы Дункан и преподает ее технику и репертуар. До того, как стать солисткой Танцевальной компании в честь столетия Айседоры Дункан (Isadora Duncan Centenary Dance Company), которой руководили Джулия Левин и Гортензия Кулурис, Лори училась у приемных дочерей Дункан Ирмы и Анны, а также у дунканистки второго поколения Миньон Гарланд.

Под ее руководством группе удалось добиться признания и пробудить свежий интерес к искусству Дункан у самой широкой зрительской аудитории. Группа много выступает и у себя на родине – во Флориде, Огайо, Северной Каролине, Мичигане, Иллинойсе, Коннектикуте, Айове и Луизиане – и за рубежом, в Венгрии, Бразилии, Англии, Мексике, Корее, Западной Африке и Германии.

Репертуар группы чрезвычайно широк – от ранних лирических вальсов и этюдов Шопена, которые Айседора танцевала в начале 1900-х годов, до ее поздних, трагических соло танцев на музыку Листа и Скрябина. В репертуар группы входят и самые знаменитые вещи Айседоры, принесшие ей первый настоящий успех в Будапеште – «Танец фурий» из оперы Глюка «Орфей и Эвридика» и вальс Штрауса «На голубом Дунае».
 
Известность пришла к группе после концертных программ, показанных в Сан-Франциско и на Исполнительском салоне в Нью-Йорке. Затем последовали выступления на престижных фестивалях – Риверсайд данс, Экинокс и других. Группа выступала на праздновании 120-летия Дункан в Концертном зале имени С. и Д. Кэев. Лори Белилов снялась в заглавной танцевальной роли в фильме «Айседора Дункан: движение, идущее из души»; фильм получил многочисленные награды.
По отзывам прессы,

«Искусство Айседоры Дункан» – это искусство на века…». Критики отмечают, что диапазон группы чрезвычайно широк – от революционного подъема до пасторальных сцен.

Энн Мёрфи. The Oakland Tribune

Барабара Кейн и Ансамбль танца Дункан «Isadora Duncan Dance Group»


Национальные пластические школы


Джонатан Бюрнетт(Шотландия)

Танцовщик получил подготовку в Королевской балетной школе в Лондоне. Он был солистом и хореографом Ирландского национального театра балета и народного танца, участвовал в мюзикле «CATS», поставленном Королевским театром Карре в Амстердаме; работал в Труппе Линдсея Кемпа. Сейчас преподает в Шотландском национальном центре танца в Глазго. Член Международной ассоциации системы движения Маргарет Моррис, оздоровительной, терапевтической, атлетической и развивающей системы движения.


MARGARET MORRIS MOVEMENT WORKSHOP

Маргарет Моррис (1891–1980) одна из пионеров современного танца в Великобритании 1940-х – 1950-х годов. Она является создателем восстанавливующей, терапевтичной танцевальной системы, основанной на естественных движениях тела, которая распространилась по многим странам мира. Универсальность системы заключается в равновесии между высоко стилизованной техникой, импровизацией и воображением.

Мастер-класс будет посвящен исследованию основополагающим принципам системы Маргарет Моррис, аспектам и особенностям шотландского балета и современного танца. Contemporary Scottish dance work, THE FORSAKEN MERMAID, created in 1937.

Маргарет Моррис начала придумывать первые упражнения для развития танцевальной техники в возрасте 12 лет. В 18 она берёт несколько уроков «греческих позиций» у Раймонда Дункан, брата Айседоры, а годом позже открывает в Лондоне с помощью Джона Голсуорси свою первую школу танца для детей.

Получив классическую балетную подготовку и будучи неудовлетворённой её ограниченностью и искусственностью, она искала технику, которая «не принуждала бы танцовщицу к определённому типу движения» и «была бы способна передавать новые формы движения и композиции». Особенностью подхода Маргарет Моррис, которая была также талантливым художником, являлся, по-видимому, акцент на визуальном выстраивании композиции, формы, линий и цвета в движении и танце.

Маргарет Моррис была заметной фигурой в культурной жизни Великобритании; в работе над её постановками участвовали многие художники и композиторы, а открытый ею и её мужем, художником Дж. Д. Фергуссоном, «Новый клуб искусств» в Глазго был многие годы центром притяжения культурной элиты.

В 1947 году Маргарет Моррис создала в Глазго профессиональную труппу «Кельтский балет Шотландии», в постановках которой соединились её техника современного танца и традиционные шотландские формы народного танца. Труппа имела успех в Великобритании и за её пределами; в конце 50-х гастролировала в Советском Союзе.

Считая танец видом искусства, наиболее близким к повседневной жизни, Маргарет Моррис развивала свою систему движения (Margaret Morris Movement) не только как систему подготовки танцоров, но и как систему оздоровления, физического и творческого развития для людей всех возрастов, возможностей и способностей. В 1925-1926 годах она провела первые лекции-демонстрации для докторов и акушерок, а также занималась в больницах с выздоравливающими и детьми-инвалидами; в 1936 году написала в соавторстве одну из первых мире работ по танцедвигательной терапии. Её система использовалась при подготовке спортсменов и военных. С 1962 г. Маргарет Моррис работала над совершенствованием своей системы в основном как оздоровительной и развивающей танцевальной практики.

В настоящее время школы Margaret Morris Movement активно действуют во многих городах Великобритании, а также во всех частях света.

Марк Фендеш и Иштван Палоши Венгерская школа пластики «Орхестика» и Театр венгерского искусства движения «1 More Movement Theatre»

Основан в 1995 году Марком Феньешем и Иштваном Палоши. Первая работа, «Вариации Желания», была показана в Будапеште в 1998 году.

Восстановление венгерской пластической школы стало задачей группы из Будапешта «1 More Movement Theatre» и Фонда Орхестики, созданного для сбережения культурного наследия Валерии Дьенеш. В Венгрии, как и в других странах, свободный танец вызвал к жизни национальные пластические школы. Увидев выступления Дункан в Будапеште, Валерия Дьенеш (Val?ria Dienes), как и ее российские современницы, поняла неисчерпаемые возможности свободного танца для развития человека. За долгие годы работы – с 1912-го по 1944-й – ей удалось создать свое собственное направление, названное ею орхестикой (Orkesztika) – где нашлось место не только танцу, но и поэзии, истории, религии, хоровому движению, импровизации – наконец, ее собственному методу преподавания. Работу «матери-основательницы» венгерского свободного танца продолжили ученики – S?ra Berczik, Eva E. Kovacs, Gedeon Dienes, Agnes Szollosi, Judit Karman и другие.

Несмотря на то, что в коммунистической Венгрии студии свободного танца были запрещены, благодаря усилиям второго и третьего поколения танцоров традицию удалось сохранить.

Работа «Памяти Валерии Дьенеш», созданная к ее 120-летию, была награждена Специальным призом Национального фестиваля искусств в 2000 году. Хореографическая работа «Без крыльев» была удостоена Приза зрителей Седьмого альтернативного театрального ревю 2001). На следующем фестивале в 2002 г. новая работа театра – Вариации (Нарцисс и Эхо) – получила приз зрительских симпатий.

На фестивале «Московское действо», кроме собственных композиций,  коллектив покажет восстановленную хореографию Валерии Дьенеш и этюды ученицы Дьенеш Сары Бержик. Этюды, премьера которых состоялась в 1941 году, реконструированы непосредственными учениками танцовщицы.


Марк Феньвеш (Mark Fenyves)

Актер пластического театра и хореограф, Марк Феньеш закончил Курсы по эстетическому физическому образованию и кинетологии Венгерского общества культуры движения в 1997 году и университет прикладного искусства в 1998 году. Занимается в Венгерской академии танца, где специализируется на преподавании танца модерн. Учился также у Марии Татаи, Эвы Галик, Сары Бержик, Гедеона Дьенеша и других. Выступает с 1987 года. Он – основатель и художественный руководитель Школы Дункан-Дьенеш (1997) и Театра движения «1 More Movement Theatre».

 
Иштван Палоши (Istv?n P?losi)

Танцовщик, хореограф, актер пластического театра, Иштван Палоши учился в Венгерской академии танца и Высшей школе Фолькванг в Эссене, в настоящее время готовится стать преподавателем танца модерн в Венгерской академии танца. Занимался с представителями венгерской пластической школы; получил стипендию для обучения пластике в Берлине. Один из основателей и директор Театра движения «1 More Movement Theatre». Начиная с 1994 года, Иштван Палоши сотрудничал с многими театрами, в том числе с Театром Орхестики, Театром Талии, труппой «Декаданс», для которых создавал оригинальные хореографические композиции. Вместе с Гедеоном Дьенешем занимается исследовательской работой в области истории пластических школ в Венгрии.

They draws upon the Hungarian modern dance traditions, mingled with a contemporary way of individual thinking. This combination results in a unique classico-modern style of dance and represents a specifically new Hungarian callisthenic movements. They are the authentic representatives of the almost hundred-year-old modern dance traditions of Hungary (usually referred to as “art of movement”).

M?rk Fenyves and Istv?n P?losi will teach their experiences about Hungarian art of movement at the master-class


Ритмика Эмиля Жака-Далькроза

Каждое третье лето на это важное событие в Швейцарию съезжаются ритмисты, музыканты, танцоры и просто интересующиеся из разных стран мира. Международные конгрессы ритмики  проходят в Институте Эмиля Жака-Далькроза (1865-1950), известного швейцарского композитора и педагога. Это он создал знаменитую систему музыкального воспитания через ритм и тело, поняв, что именно наше тело является инструментом, наиболее чутко реагирующим на ритмические и музыкальные импульсы.

Сегодня «Далькроз-ритмика» – одна из известнейших и популярных методик музыкального образования, наряду с такими авторитетными методами, как система Карла Орфа (Германия), Золтана Кодаи (Венгрия), Сузуки-метод (Япония). По методу Далькроза в Бельгии уже давно учат музыке детей, начиная с ползункового возраста

Эмиль Жак-Далькроз, очень веселый и талантливый человек, был озабочен тем, как скучные и нудные занятия музыкой сделать живыми и интересными. Съездив в Алжир и увидев, с какой грацией и пластикой  двигаются танцоры под сложные ритмы, исполняемые народными музыкантами, швейцарец вернулся домой совершенно потрясенный. При помощи  азбуки движений, доступных всем – ходьбы, бега, прыжков – он заставляет своих учеников из консерватории, где он преподает, исполнять музыкальный ритм.

Результат был настолько удивительным, что весь мир захотел этому учиться. Буквально за год близ Дрездена (Германия), в Хеллерау, был построен и открыт (в 1911 году) похожий на античный храм Институт Ритма Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, одним словом – всего того, чем грешила любая педагогика во все времена. Ритмика Далькроза – это урок, где нет деления на сидящих на первой парте и учеников с галёрки – включаются в работу все. Поэтому и дети, и взрослые после занятий становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность, оздоровляется психика. Все это сделало систему популярной и известной во всем мире. Со всех концов света в Хеллерау приезжали учиться, да и просто взглянуть на занятия. Там побывали Поль Клодель, Гордон Крэг, Бернард Шоу, Рудольф Лабан, наши знаменитые соотечественники –Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Сергей Дягилев, Фёдор Комиссаржевский, Константин Станиславский.

Первые курсы ритмики в Москве организовала Нина Александрова – одна из любимых учениц Далькроза («девушка с певучими движениями», как называл ее месье Жак). Подобные же курсы в Петербурге возглавил князь Сергей Волконский, внук декабриста, блестящий русский аристократ, писатель, искусствовед и горячий сторонник ритмики Далькроза.


Кристина Штраумер

Основательница и директор объединения «Институт ритмики в Хеллерау» (Дрезден), инициатор и арт-директор семинаров и симпозиумов «Далькроз 2000/2001/2002/2003/2004». Окончила Высшую школу музыки «Карл Мария фон Вебер» в Дрездене с дипломом преподавателя фортепиано и теории музыки. Изучала ритмику на курсах Кристеля Ульбриха, Труди Шоп, Герды Бехли, а также в Высшей музыкальной школе в Дрездене (рук. Брита Гляте), Институте Орфа и Институте Жака-Далькроза в Генфе. С 1982 года преподаёт в Высшей школе музыки в Дрездене, где с 1993 года заведует образованием в области ритмики и элементарного музыкального воспитания. Была приглашенным преподавателем в Университете Лейпцига, Школе логопедии в Хемнице и Высшей королевской школе музыки в Стокгольме. Профессор, автор публикаций по музыкальной педагогике.

Барбара Островски   и Ансамбль ритмики Высшей школы музыки им. Г. и К. Башевичей в г. Лодзе
Основатели и хореографы группы – преподаватели отделении ритмики Высшей школы музыки имени Гражины и Кештута Башевичей в г. Лодзе, Польша. Участники группы – студенты, изучающие ритмику как специальность на факультете композиции, теории музыки, эвритмии и художественного образования. 

Для создания своей хореографии участники группы выбирают музыкальные произведения с явным эмоциональным содержанием и большой эстетической ценностью. Движение совершается в соответствии со стилем музыки, эпохой, в которую она создавалась, характером, структурой и формой. Главный принцип такой хореографии – мысль Жака-Далькроза о том, что «тело должно стать музыкой». Движение раскрывает разные смысловые уровни музыкального произведения: его звуковой и семантический ряды и его эстетическое значение. Процесс создания хореографии включает разные виды деятельности – слуховую, пространственно-двигательную, интеллектуальную и эмоциональную.
Группа использует в своей работе современные формы – коллаж, хэппенинг, перформанс, – черпая вдохновение в произведениях самых разных композиторов, различных эпох и стилей. Группа выступала в Польше и зарубежом – в центрах ритмики Женеве, Хеллерау, Брюсселе, Стокгольме.


Алексеевская гимнастика
(Гармоническая гимнастика и танец)

Людмила Николаевна Алексеева (1890-1964) – известный педагог, специалист в области искусства движения. Творчество Алексеевой оказало большое влияние на развитие искусства танца, пластики, эстрады, физической культуры в России. Алексеева была продолжателем идей плеяды деятелей новой культуры движения. Отталкиваясь от опыта предшественников, Алексеева настойчиво и упорно искала пути совершенствования методов своей работы.
Школа движения Людмилы Алексеевой родилась в начале века и дожила до наших дней. Её корни идут от школы Дельсарта, гимнастики Демени, танцев Айседоры Дункан. С именем французского оперного певца Франсуа Дельсарта связывают возникновение новых гимнастических систем и нового танца. Он дал импульс множеству школ и последователей, в том числе и ритмической гимнастике Ж. Далькроза. Все эти школы положили начало новой культуре движения.

Алексеевская гимнастика – это естественная форма движения, при которой происходит полное внутреннее раскрепощение тела и духа и которая дает осознание власти над движением своего тела. Тело и дух вступают в самое тесное взаимоотношение. Это такая связь движения и музыки, при которой музыка уносит в какие-то высокие сферы. Немецкий специалист в области движения Рудольф Бодэ это определял так: «...улетать в сверхчувственную даль, в природу», в космос...

Одним из важнейших компонентов гипнотического действия системы Алексеевой на занимающихся ее гимнастикой является органическая  связь движений и музыки. Эта связь, эта гармоничность их взаимосочетания достигалась особым подходом к обработке гимнастического материала, в результате которого каждый отдельный элемент (или более или менее сложная совокупность их) превращался в маленькое, но слитное и связанное с определенной музыкой художественное произведение, за которым закрепилось название «гимнастический этюд». Исполнение таких этюдов доставляет значительно большее удовлетворение занимающимся, приобщая их к подлинному искусству, нежели многократное повторение одного какого-либо элемента, только ради тщательного изучения... Органическая связь музыки и движений, характеризующая «этюды» Алексеевой, являет собой великолепный пример перевода с языка звуков на язык движений. И хотя перевод этот и является адекватным каждому музыкальному произведению, на которое он сочинен (как со стороны его формы, так и со стороны внутреннего содержания), – он, этот перевод, так же представляет собой некую тайну, как и музыка, легшая в его основу.


Инесса Кулагина

Руководитель Студии художественного движения, - научный сотрудник Института художественного образования РАО,  известный педагог, автор научно-методических статей и программ. В её «послужном списке» участие в фестивалях и концертах памяти Айседоры Дункан, мастер-класс в Париже и Будапеште, участие в качестве хореографа в спектакле театра Российской армии, выступления на престижных сценических площадках столицы.

Инесса Кулагина пришла в Студию Алексеевой в ноябре 1964 года. Занималась у учениц Алексеевой. В мае 1965 года участвовала в концерте, посвященном памяти Л. Н. Алексеевой. В 1971 году Инесса Кулагина  начинает работать в Доме учёных РАН с соратником и концертмейстером Алексеевой с 1927 года Андреем Родионовым. Постижение  глубины и значительности данной системы движения проходило в процессе многолетней совместной работы.

Студия художественного движения Центрального Дома учёных РАН начала свою работу в октябре 1971 года. Основателем Студии был Андрей Владимирович Родионов, бессменный концертмейстер Л. Н. Алексеевой в течение 30 лет. Занятия в Студии проводятся по методу Людмилы Николаевны Алексеевой (1890-1964).

В Студии уже сложились свои традиции – передача опыта и знаний от старших младшим ученицам. Некоторые старшие воспитанники начали самостоятельную педагогическую деятельность. Каждый год учащиеся Студии выступают с отчетными концертами. Старшие ученицы много выступают на разных  сценических площадках как в России, так и за рубежом. В 1993 году на Международном фестивале Памяти Айседоры Дункан в Москве, в 1994, 1996 годах в Париже, в 2002 в Будапеште. В 1997 году руководитель Студии Инесса Кулагина принимала участие, танцевала в юбилейном концерте в Париже, посвященном 120-летию А. Дункан.

В Студии не только сохраняются традиции «алексеевской» гармонической гимнастики, но и передаются из поколения в поколение, проводится большая работа по дальнейшему развитию наследия Л. Н. Алексеевой. Сочинено много упражнений и этюдов искусства движения для класса и музыкально-пластических композиций для концертов.


Елена Романова

Исторический танец


Наталья Кайдановская

Эвритмия


Маргарет Солстад и Ансамбль эвритмии «Oslo Eurytmiensemble»

Группа основана в 1987 году в Осло и состоит из девяти человек – семи эвритмистов, чтеца и пианиста. Ее основательница и художественный руководитель – Маргрет Солстад – является также директором Норвежского колледжа эвритмии в Осло. После получения диплома преподавателя музыки она обучалась в Антропософском колледже в Бергене (Швеция), а затем прошла четырехлетний курс эвритмии на родине антропософии, в Дорнахе (Швейцария). Была участницей концертной группы Гётеанума; проводит мастер-классы и выступает с лекиями по эвритмии в разных странах. В 1987–2004 годах была председателем Норвежского антропософского общества и членом президиума Международного общества антропософии.


Наталья Жарова


Валентина Рязанова


Айда Айламазян


Рудольф Лабан

Современный танец


Барбара Хейли

Барбара Хейли является ассоциированным профессором и заведующей кафедрой театра и танца Университета Тулэйна (Луизиана, США); получила степень магистра изящных искусств в Школе искусств Тиш Нью-Йоркского университета (NYU). В Нью-Йорке г-жа Хейли преподавала танец в Вагнер-Колледже на Стэйтен-Айлэнд, участвовала как танцовщица в постановках многочисленных хореографов и возглавляла группу “Barbara Hayley & Dancers”. Преподаватель танца Ньюкомб-колледжа Университета Тулэйна с 1985 г., координатор по танцу с 1989 г.; преподаёт балет, современный танец, хореографию, историю танца и читает междисциплинарные курсы по театру и танцу. Получила премию Fulbright Senior Scholar Award в 1997/1998 годах за работу в России. Г-жа Хейли активно участвует в жизни танцевального сообщества и концертной жизни Нового Орлеана; в частности, она руководит труппой New Orleans Dance — труппой современного танца, составленной из местных профессиональных танцовщиков. New Orleans Dance и г-жа Хейли получали награды как за оригинальную