355. Панов. Эстетика

isadora duncan virtual museum
end ` texts `` english ` русский

А.Панов ЭСТЕТИКА ИЗВРАЩЕНИЙ
или извращения эстетики

[Частично опубликовано в журнале "Прикладная психология" №1/1999]

Системный подход. Искусственные формы. Познание гармонии. Психофизика восприятия. Сублимация образа. Знаковая символизация. Нейрофизическая структура. Матрица удовольствия. Ассоциативное возбуждение. Белый шум. Истоки творчества. Пограничные явления. Импровизационный талант. Мир идей. Признаки эстетичности. Эстетика будничного. Закон равновесия. Элементная база. Языковая структура. Предназначение языкознания. Эстетика поэтического. Чистая эстетика. Функциональность эстетического. Эстетика сюрреализма. Эстетика натурального. Сублимированная эстетика. Полифония синтеза. Суть симфонизма. Визуальный ряд. Эстетика тела. Динамика изменения. Эмоциональная выраженность. Псевдохудожественное представление. Анатомический театр. Классификация балета. Мир танца. Оздоровительное движение. Традиционная хореография. Стиль Айседоры. Инструмент выражения. Свойства эстетического. Особенности эстетического. Материализация чувств. Композиция форм. Эстетика видео. Принцип подчинённости. Эволюция пантомимы. Эстетика ритуала.

Системный подход. В данном исследовании сделана попытка ответить на разнообразные вопросы искусства с точки зрения системного психоанализа и ортодоксального материализма. Эта работа не претендует на всеобъемлющую академичность и неоспоримую фундаментальность. По незнанию, возможно изложение спорных предположений или уже известных концепций. Но, главная цель - показать возможности формализации и классификации сверхсложных явлений в искусстве, в художественном и эстетическом творчестве. Проще говоря, возможности строго научного подхода, в противовес эмпирическим, догматическим, классовым, мистическим и другим, подобным, псевдонаучным теориям.

Искусственные формы. В основе жизнедеятельности человека лежит удовлетворение низших физиологических потребностей, как и у любого другого живого существа. Потребность к дополнительному, искусственному удовлетворению изначально ни чем не была мотивированна. Только эволюционное развитие сознания и формирование абстрактного мышления способствовало возникновению новых форм самовыражения и, соответственно, удовлетворения от их восприятия. Искусство, дословно - искусственный, синтетический побочный продукт интеллектуального роста. Тело, краски, звуки - в качестве выразительных средств приобрели желаниями творческого человека гармоническую упорядоченность.

Познание гармонии. Выяснить истоки гармонических сочетаний сложно, хотя вероятно существуют для этого достаточно веские физические обоснования. Например, спектральное разложение белого цвета на семь цветов радуги. Каждый это может увидеть, хотя ни кто и не сможет объяснить - от чего они такие? Как бы там ни было, в ультразвуке не сочиняют и в ультрафиолете не рисуют. В познании законов гармонии человек идёт чувственным, интуитивным, а не рассудочным путём. Естественные и точные науки требуют гораздо больших затратных и аппаратных средств и поэтому отстают. Нельзя отрицать возможность познания этих законов и конструирования продуктов творчества, но произойти это может всё-таки не скоро. Сейчас же, когда речь заходит о высших материях, приходится ограничиться утверждением, что законы гармонии существуют, но всё ещё не открыты.

Психофизика восприятия. Познание гармонии, сегодня, как и в прошлом, по большей части эмпирично, больше чем рационально. Есть представление о "золотом" сечении, но сформировано оно в результате оценки субъективного восприятия, а не из логических заключений и математических выкладок. Известно соотношение гармоник музыкального нотного ряда - "корень из двух". Но и это, также определение уже известных акустических частот, которое не позволит прийти через математические расчёты к какому-либо другому, новому гармоническому ряду. Таким образом, не познаны непосредственно внутренние психофизические законы человеческого восприятия искусства, так же, как практически не познан человеческий мозг. Это изучение следствий, а не причин явлений.

Сублимация образа. Для более подробного рассмотрения самого процесса творчества потребуется определение двух наиболее важных понятий: сублимация и символизация. Сублимация связана со вполне очевидным отличием объектов восприятия как таковых и их знаковых образов в человеческом сознании. Сублимация(*) - первичный процесс формирования этих знаковых образов. Обычно, это процесс однократный, в последствии связь фиксируется и сохраняется. Восприятие объекта вызывает соответствующий образ, а активация образа обеспечивает воспроизведение знака, будь-то звук, мелодия, буква, слово. К примеру, абсолютная от рождения глухота человека никогда не позволит ему сформировать в мозгу какую-либо мелодию, поскольку звуковой образ не был сублимирован.

Знаковая символизация. Причём, если по своей физической природе, объекты восприятия совершенно различны и могут восприниматься совершенно разными органами чувств, быть материальными и понятийными, элементарными и сверхсложными, то как раз знаковые образы совершенно идентичны. Отсюда звучащие картины и живописные мелодии. Процесс же композиции знаковых образов является уже процессом символизации(*). Символ, в отличие от знака, более информационно насыщен. Чем примитивней эстетический продукт, тем менее он символичен, менее информативен и наполнен смыслом. Сам процесс символизации является основой творчества вообще и фантазирования в частности. Но и не только. Соответствующим образом проходят процессы сновидений, галлюцинаций, бреда. Не вдаваясь в подробности рассмотрения подконтрольного и бесконтрольного фантазирования, укажем только на то, что всё имеет одну основу, причём основу материальную.

Нейрофизическая структура. И нужно обратить особое внимание, что когда заходит речь о знаковых образах, то необходимо представлять именно некоторую нейрофизическую и биохимическую структуру головного мозга. Всё многообразие окружающего мира фиксируется той или иной комбинацией нервных клеток, нейронов. И не только зрительные, слуховые, обонятельные образы, но и, что ещё важнее, так же и ощущения ситуации поведения, настроения, восприятие эмоциональных образов и эстетических форм. Страх или радость не являются материальными явлениями предметного мира, но точно также фиксируются нейронными композициями. Соответственно, они могут быть вызваны изобразительным или музыкальным произведением или явиться источником соответствующего воспроизведения. Здесь же кроется объяснение других, более необычных индивидуальных рефлекторных девиаций, когда у конкретного человека страх возникает в тех ситуациях, в которых нет для этого оснований или не возникает, когда основания есть.

Матрица удовольствия. Существующая в головном мозгу некоторая нейрофизическая матрица удовольствия хранит в себе эстетические образы удовольствия, также как и физиологические. Принципиальное отличие есть только в одном - физиологическая компонента включает образы и врождённые, и приобретённые, в то время как эстетическая компонента, только исключительно приобретённые. Псевдореволюционные "открытия" о невероятном благотворном воздействии, в частности, классической музыки на грудных детей и на крупный рогатый скот, скорее всего, являются одним из примеров ошибочного установления причинно-следственных связей. Коровы могли давать больше молока не оттого, что слушали классику, а оттого, что получали больше внимания и заботы в этой ситуации.

Ассоциативное возбуждение. Очевидно, что эстетическая матрица формируется, в том числе, в результате научения. Сознанием гармонические сочетания должны быть прежде выделены из фона, а уже потом восприняты. Любой воспринимаемый объект или явления окружающего мира является знаковым(*), если он инициирует активизацию ассоциативного эмоционального возбуждения. Сублимация заключается в установлении рода эмоционального возбуждения, а символизация заключается в установлении всего объёма ассоциативных связей.

Белый шум. Низкоорганизованные существа не способны воспринимать и, соответственно, воспроизводить гармонические формы. Для них классическая музыка то же самое, что и обычный шум. Сколько эстетических открытий не было сделано первобытным человеком, поскольку не были им восприняты? Но и современный человек едва ли знает обо всём в этом мире, что совершенно. С другой стороны иные образы в действительности не несут смысла, не имеют содержательной части и не воспринимаются как знаковые.

Истоки творчества. Особенностью в рождении всех произведений искусства является первостепенная роль подсознания. Творчество(*) - сомнамбулическое созидание высших гармонических форм материальной данности. Причём, речь не идёт о мистическом, потустороннем характере творческого процесса. Вдохновение - результат информационного обогащения и эмоционального накопления. Материальные корни творчества подтверждаются и реальностью фармацевтического воздействия, и возможностью разрушающего действия хирургического плана. Условие - творческие способности, источник - психологическая неудовлетворённость. Импульсом к действию чаще всего служит кризис сознания, когда не творить человек уже просто не может и всё создаётся даже помимо его воли.

Пограничные явления. Всеобщность Теории предполагает всеобщую приемлемость. И, уж если нормальность индивида всегда условна, то обязательно и рассмотрение пограничных состояний. Иначе же Теория будет пригодна только для узкого круга абсолютно нормальных индивидов. Подобные проблемы и возникают для одарённых людей. Состояние срыва вообще характерно для творческого процесса. То, что любое творчество является отклонением, можно доказать.

Импровизационный талант. Всякий талант(*) можно разделить на профессиональный и импровизационный. Профессиональный талант связан просто с физическими или подобными способностями - музыкальный слух, хорошая память, гибкое тело. Импровизационный же талант - это уже способность фантазировать, рождать неведомые до того образы. Собственно, это уже галлюцинации, сны наяву. Сон, понятно, может увидеть каждый, но не каждый сон имеет эстетическую ценность. Таким образом, исключительно яркие и непредсказуемые галлюцинации свидетельствуют, в итоге, о болезни. Не всякий шизофреник - творец, но всякий творец - шизофреник. Ремесленником художник не будет никогда.

Мир идей. Мнение же о приобщении художника к потустороннему миру идей [Платон] любопытно конечно, хотя бы потому, что любое не созданное произведение действительно существует, нужно только "отсечь лишнее" [Роден]. Да и почему бы, к примеру, не мистифицировать действия дирижера симфонического оркестра, как и композитора, ведь их ход пониманию подавляющего большинства также не доступен. Кто есть человек, способный мгновенно и одновременно контролировать звучание сотни исполнителей всех вместе взятых и каждого по отдельности, причём сразу - по тону, тембру, модуляции, длительности, ритму и при этом ещё и дирижировать?

Признаки эстетичности. Не маловажно и определение критериев эстетической ценности. В связи с чем, уместно разделение эстетики на чистую и прикладную. Чистая эстетика - из области искусства. Прикладная эстетика - из повседневной жизни. Всякая упорядоченность чего-либо в соответствии с какими-либо законами вполне оправданно считается эстетичностью(*). Самый примитивный уровень может быть обусловлен банальнейшими условностями. Оформленное блюдо с едой, сервированный праздничный стол - бесспорно красивы. Красивые вещи, красивые действия. Один, как правило, объединяющий все эти понятия принцип - субъективизм восприятия. Аборигены меняли золото на дешёвую бижутерию - она была для них важнее. Конечно, со временем, неравноценность обмена и осознавалась. Это, кстати, ещё один признак - кратковременность восхищения и скорая утрата привлекательности.

Эстетика будничного. На более высоком уровне, но ещё по-прежнему прикладной эстетики, находятся продукты профессионального мастерства. Некоторым удаётся достигнуть совершенства в композиции несовершенных объектов. В крайних случаях возможно и красиво убить и красиво похоронить. В этих случаях можно уже говорить об эстетике извращений. Но особенно это касается ритуальных обрядов. Побольше скрытого смысла и причинной обусловленности. Одна из самых ярких иллюстраций - чайная церемония у японцев. Любое предприятие можно наполнить эстетическим содержанием, и оно займёт особое место в ряду подобных. Наполнение повседневной жизни мелкой, но приятной эстетичностью хорошо помогает справиться с обыденностью. Преимущества чувственного секса над грубым, животным; преимущества возвышенного эротизма над физиологическим; всё это - преимущества эстетизма. Речь, кстати, здесь идёт даже не о близости взаимоотношений, а о культуре выражения. Ритуальный характер действия способствует психологической активации.

Закон равновесия. Подобный подход прослеживается и в процессе создания атмосферы и настроения в произведениях культуры - в книгах, в театре, в кино. Конечно, чаще здесь эстетизмом ограничиться не удаётся. Приходится вводить в действие ещё и элемент скандальности. Продукт становится уже порой совсем "жёлтым" и бульварным, когда только скандальность и остаётся. Отсюда формулируется закон равновесия эстетики - чем меньше эстетичности, тем больше скандальности. Хотя иногда элемент скандальности требуется и настоящему произведению искусства, особенно в процессе внедрения в массовое, как правило, недоразвитое сознание.

Элементная база. Общая особенность всех рассмотренных форм эстетики - несовершенство элементной базы. Элементы гармонического строения должны быть гармоничны и в самой своей основе. По этому поводу можно более подробно разобрать одну из форм выражения, претендующую на отношение к искусству - поэзию и её элементы.

Языковая структура. Несовершенство языковой структуры проявляется в изобилии различных аспектов. Не соответствие транскрипции правописанию, фонетики орфографии. Условность самого алфавита по количеству и фонетики букв. Множество "неправильных" слов, составляющих целые списки исключений из правил склонения и словообразования. Постоянное изменение словарного состава, вплоть до полной трансформации языка, как случилось с латынью и церковнославянским. Невероятное изобилие диалектов, тоже до полного взаимонепонимания. Наличие большого количества слов, обозначающих одно и то же понятие. И при этом существование огромного количества понятий, не имеющих конкретного словообозначения, которые приходится выражать исключительно словосочетаниями, оборотами или даже целыми сложноподчинёнными предложениями.

Предназначение языкознания. Изначально, язык предназначен для решения задач информационного, коммуникационного обмена. И в итоге - мычание, шипение, икание. Отъявленный консерватизм, возведённый в ранг норматива. Не важно, как написано: "малако" или "молоко", главное понятно. Зато не одно и то же - написать "все" или "всё". Две точки выкинули - и так понятно. Тогда можно также повыбрасывать гласные буквы во многих словах - всё равно прочитается. Есть такой метод... Языковедение - ребус для самых усердных. Обыватель и не пытается взобраться на эти вершины. Да и нужно ли?

Эстетика поэтического. Недоразвитость лингвистики выводит все литературные поэтические произведения за рамки гармонической эстетики. Можно соорудить оригинальный костюм и из консервных банок, но это уже эстетика кича. Более того, поэзия, в отличии от прозы, просто заклеймлена печатью рифмоплётства. Первенство формы над содержанием доведено до абсурда. Смысловая нагрузка часто игнорируется. Чтение, как и пение, превращается в колоратурное сотрясание воздуха. Только единицам, гениям удаётся добиться соответствия содержания форме. Остальные, которых большинство, скорее всего, считают себя поэтами совершенно напрасно. Кроме этого, достаточно любопытные ситуации случаются при переводе стихотворений с других языков. Новые рифмы, слова, окраски - совершенно новые произведения. Как бы там ни было, но единственно возможный перевод - дословный, а читать произведение нужно всё-таки в оригинале.

Чистая эстетика. Изобразительное же искусство, музыка, танец в переводе не нуждаются. Под изобразительным искусством - изо(*), здесь подразумевается живопись, скульптура, свет в своих гармоничных проявлениях, в самом общем смысле. Продукты чистой эстетики интернациональны по своей природе. В их основе гармонические элементы. Цвета из палитры спектрального ряда, определённо соответствующие амплитудно-частотной шкале звуки, бесконечное многообразие эмоционально выраженных форм движения. Здесь единство гармонии низших и высших проявлений. Красота в чистом виде, гармония выраженной формы, торжество формы. Информационной нагрузки эстетические продукты, как правило, не несут.

Функциональность эстетического. Степень же чистоты(*) эстетики соотносится с функциональностью создаваемого продукта. Архитекторы, конструктора, модельеры подчинены жестким требованиям функциональности. Красота заключается в гармонию содержания, эстетика несёт более прикладной характер. Сами же по себе, чисто эстетические продукты, в большинстве своём совершенно не функциональны. Эстетика не созидает, не создаёт удобств. И если указывает "куда" идти, то не указывает "как". Эстетика способствует удовлетворению в чистом виде, на подсознательном уровне, да и рождается из подсознания также. Чистая эстетика является предметом искусства и именно с этой точки зрения интересна.

Эстетика сюрреализма. Продукты чистой эстетики в любом случае сюрреалистичны. Если реализм в искусстве определяется фразами: "что слышу, то и пою, что вижу, то и рисую", то сюрреализм предполагает выражение образов, символизированных на уровне подсознания. Симфония не может быть взята композитором из окружающего мира. Образ мира во всём многообразии проявлений сублимируется в подсознании художника, а уже зрителю предлагается трансформированный эмоциональный образ мира внутреннего. Степень же символизации этого образа определяет глубину авторского проникновения.

Эстетика натурального. По этой причине эстетику натуральной природы ни как нельзя считать высшим эстетическим достижением. По крайней мере, достижением человеческого разума. С точки зрения эстетичности натуральная природа слишком банальна. Сюрреалистичные продукты искусства фактически более адаптированы к человеческому восприятию и, следовательно, более выразительны. Целенаправленная символизация позволяет создавать, во-первых, более "съедобные" для человеческого сознания продукты, а во-вторых, более многослойные, с большим количеством смысловых вложений.

Сублимированная эстетика. Музыка в этом смысле является наиболее чистой эстетической формой. Музыка - сублимированная эстетика. Безусловно, речь не идёт о примитивно выраженных музыкальных произведениях. Главным образом, интерес представляет музыка полифоническая, в классическом симфоническом варианте. Полифония даёт композитору, а точнее говоря творцу, столь обширный набор выразительных средств, что конечный продукт уже является не обычной демонстрацией мастерства исполнителей, а выражением высшей гармонии.

Полифония синтеза. Абстрагирование - это аномалия переразвитого человека. В полифонии же данная аномалия воплощается совершенно. Так рождается атмосфера высших форм удовлетворения, свойственная соответственно и наиболее совершенным произведениям изобразительного и танцевального искусства. В полном смысле понятия, полифония включает все эти виды искусств, являясь результатом их синтеза. Развитая эстетика, очевидно, идёт от представления элементов к представлению слияния всех разных форм.

Суть симфонизма. Рассуждения о симфонизме неизбежно ведут к рассмотрению всех частных элементов полифонического построения. Современная заданность симфонического состава, сейчас, в большей мере, свидетельствует о консерватизме, чем о классицизме. Ведь так же, в своё время, в оркестр вводились деревянные духовые, как только улучшилось качество их звучания. В этом смысле, уже не ясно, от чего же в симфонический оркестр, до сих пор, не введены, к примеру, электромузыкальные инструменты. Справедливости ради, конечно, нужно признать, что электроорганы всё-таки используются, хотя и только для имитации звучания настоящего органа.

Визуальный ряд. Но, это только часть проблемы. Краеугольным вопросом становится роль визуального ряда. Возражения по поводу самоценности музыкального ряда, могут быть оспорены предложением изъятия из оркестра отдельных групп инструментов. Симфоническое произведение при этом не потеряет своего звучания. Звуковая палитра станет беднее и только. Вторые скрипки являются в оркестре вторыми по последовательности, но не по значимости. Пренебрежение танцем, светом, декорациями, помещением и является подобной потерей.

Эстетика тела. Необходимо, однако, заметить, что танец в общем ряду искусств занимает особое положение. Музыка и изо по отношению друг к другу достаточно самостоятельны. Тогда как танец подчинён замыслу музыкального и, отчасти, изобразительного произведений. Основное требование к танцу - единственно возможное воплощение этого замысла в движении. Простое движение под музыку искусством ещё не является. Чем и страдает классический балет, упорно претендующий на вид искусства. Ведь суть танцевального движения не в демонстрации физического совершенства и салонных повадок: если спина, то идеально прямая; если ходить, то только на пуантах. Не мотивированные движения, поверхностная эстетика - более тела, чем танца. В основе же танца должны быть заключены эмоционально выраженные пластические формы естественного происхождения.

Динамика изменения. Естественность изначально предполагает гармонию тела в равновесии определённых положений и движений. В том же классическом балете чаще встречаются две другие ситуации: самостоятельное движение вне музыкального образа или отсутствие движения адекватного данному музыкальному ряду. Последнее связано, в том числе, с органической неестественностью положений. Переход из одного положения в другое бывает практически невозможным в связи с нарушением равновесия и динамики тела. И тоже важно - нет неразрывного динамического ряда, а есть набор самостоятельных картинок, едва связанных между собой и отчасти связанных с музыкальным образом. Глобально, задача выразительной визуализации решается, но локально, в отдельных фрагментах, нет даже близкого соответствия.

Эмоциональная выраженность. Кроме этого, тот же классический балет имеет выраженную склонность к спортивной гимнастике. Основной набор танцевальных движений всё-таки достаточно ограничен. Прыжки и вращения однообразны, чаще всего неуместны, являясь самоцелью. Эмоциональная выраженность этих движений сомнительна. Подобные движения часто не только не выражают музыку, но и не выражают ничего вообще. Вне либретто, костюмов, музыки все балетные постановки окажутся практически однотипными. Соревноваться же в дальности прыжков и количестве вращений конечно можно, но не на сцене, а на спортивной арене.

Псевдохудожественное представление. На фоне подобной хореографической ограниченности происходит псевдохудожественное заполнение балетного действия. Актёры не играют, не танцуют, они перемещаются по сцене, демонстрируют себя, напрягают свою мимику, пытаясь в деталях воспроизвести описываемые события и имитировать сюжет, в совершенно непонятной и бесперспективной конкуренции художественному драматическому театру.

Анатомический театр. Понятия о совершенстве, безусловно, у всех разные. Но процедура измерения размеров черепа у юных конкурсанток балетных училищ навевает самые невыгодные ассоциации. Надо полагать, что всё-таки балетный театр - это не кунсткамера и не анатомический театр, по крайней мере, так быть не должно. Более того, современные процессы модернизации классического балета явно идут по пути отрицания самого этого балета. Новые постановки Бориса Эйфмана, кажется, являются наглядным тому подтверждением.

Классификация балета. Более того, наблюдается явная узурпация понятия "классический балет". Настолько ли он классичен и только ли его можно считать балетом? По определению, балетом является любое танцевальное сценическое действо, для обозначения жанра которого правильней использовать термины - акробатический, гимнастический, пластический, джаз-балет, брейк-балет, цирковой, эксцентрик-балет, шоу-балет, балет на льду. То, что сегодня называется классическим балетом, по сути дела является балетом гимнастическим. Это во-первых. Во-вторых же, модернизацией является любое видоизменение структуры, что также происходит в балете. Следовательно, то, что сейчас считается танцем модерн - есть классический пластический балет, в противовес классическому гимнастическому. Соответствующим образом, кстати сказать, может быть классифицирован и балет авангардный.

Мир танца. Значение и роль танца в общественных культурах человеческих сообществ всегда отличалось на различных этапах их развития. От языческих обрядовых танцев древних и первобытных народностей до роботоподобных танцев индустриального общества. Современный спектр танцевальных жанров вобрал в себя практически все виды движений, во всей их разноплановости. Говорить о танце вообще становится практически невозможно, поскольку под этим понятием могут скрываться явления совершенно разные, а то и просто противоположные. Как и из чего рождается танец, какими свойствами обладает, какие функции выполняет?

Оздоровительное движение. В данном исследовании подробно не рассматриваются эстетические формы танцев, не соответствующих всем критериям эстетического продукта. В частности, эстетика "два прихлопа, три притопа". Эстетика собственно спортивных танцев, не относящихся к искусству. Эстетика психопатических танцев. Танцевальная эстетика кича, эпатажа, какофонии, в настоящее время получившая необычайное распространение и, к сожалению, под вывеской "модерна". Можно только отметить, что подобные негативные моменты могут встречаться в любой из разновидностей танца, но в некоторых эти моменты доминируют.

Традиционная хореография. И речь не идёт об отрицании того или иного танцевального жанра. Справедливости ради необходимо признать высокий уровень хореографии индийских танцев, испанского фламенко. Хотя, наиболее полное восприятие этих танцев предполагает увлечённость и соответствующую осведомлённость в особенностях соответствующих национальных культур. Классический вальс в бальных танцах, также представляет интерес в плане соответствия музыкального и танцевального выражения. И даже танец "маленьких лебедей" в классическом балете, также может считаться удачным воплощением сценического замысла.

Стиль Айседоры. Менее же всего подвержен всем указанным недостаткам и отвечающий всем требованиям, предъявляемым к эстетическому продукту - это стиль "модерн" в трактовке известной Айседоры Дункан. И, чтобы не путать этот стиль с уже чрезмерным многообразием других стилей, но под тем же названием, стоит обозначить его иначе, к примеру, "классика-модерн". В первую очередь, что характерно для этого стиля - тщательный отбор музыкального материала. Предпочтение отдаётся симфоническим, полифоническим, классическим, как старинным, так и современным музыкальным произведениям. Музыкальная основа должна обладать самостоятельной эстетической ценностью, быть гармоничной и совершенной в плане музыкальных канонов. Танец под гудки паровозов или завывания шакалов - кажется совсем не привлекательным.

Инструмент выражения. Само танцевальное движение рождается из музыки, а не путём комбинационных построений, подобно представлениям пирамидных акробатов и пожарников, выступавших в начале века, по схеме "делай - раз, делай - два". Цель постановочного процесса - добиться соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. При этом обязательно учитываются физические данные исполнителя. Процесс создания танцев творческий, исполнение осмысленное. Само движение в естественности и неразрывности хореографического рисунка, иначе говоря, в пластике. Танец исполняется совместно с музыкальным произведением, а не в сопровождении. То есть, танец выступает как элемент полифонической композиции, где тело - своеобразный инструмент, подобный инструментам музыкальным.

Свойства эстетического. Подытоживая всё сказанное, можно выделить самые общие свойства эстетического продукта и, соответственно, танца как эстетической категории. Во-первых, эстетический продукт, во всех случаях продукт материальный, данный в ощущениях. А именно, слуховых и зрительных. Эстетический продукт создаётся из универсальных и гармонически упорядоченных базовых элементов, будь то звуки нотного стана, цвета из спектрального ряда, математически обусловленные графические элементы или эмоционально выраженные формы движения. Во-вторых, эстетический продукт метафизичен в плане новых свойств синтеза базовых элементов. Свойств, чувственным образом принимаемых на уровне индивидуального восприятия. Эстетический продукт, в целом, гармонически упорядочен и обладает символизмом с несколькими уровнями смысловых вложений.

Особенности эстетического. Творческий процесс создания эстетического продукта сомнамбуличен, идёт из подсознания и не укладывается в рамки рассудочного мышления. В-третьих, эстетический продукт сюрреалистичен, поскольку не является прямым отображением окружающей действительности. Передача ощущений происходит посредством эмоциональных образов, а не информационных сведений. В этом, как раз отличие эстетического продукта от художественного произведения. Эстетический продукт нефункционален и аполитичен, существует вне утилитарной целесообразности и идеологической ангажированности. И если, даже этичен, то только в плане утверждения созидательных, конструктивных тенденций интеллектуального прогресса.

Материализация чувств. Материализация эмоциональных образов или иными словами материализация чувств является первоочередной эстетической сверхзадачей, которую осознанно или нет, приходится решать каждому художнику. Соответственно такой постановке вопроса, эстетический образ может формироваться звуковыми или визуальными средствами. В этом плане танец, как и другие средства изобразительного жанра, обеспечивает визуализацию эстетического ряда. Фактически возможно деление на визуализацию статическую и динамическую, формально равноценные, но с той разницей, что статическую озвучить проще, чем динамическую. Хотя тоже возможно сочинить музыку и под готовый танец или видеоряд.

Композиция форм. Таким образом, звуковые и визуальные образы по сути дела равноправны. Визуальный ряд может быть приведён в соответствие со звуковым и наоборот. Более того, формулируется практический принцип - полифония достигается в слиянии всех разрозненных средств эстетической материализации. Можно, к примеру, конкретно анализировать соответствие визуального, а в частности танцевального образа музыкальному. Можно оценить уровень примитивности музыкального образа. Можно говорить о соответствии атмосферы и настроения художественного произведения иного исторического времени посредством анализа вызываемых эмоциональных образов. Какова роль книжных иллюстраций? Две точки зрения на этот счёт. Первая - не нужны, должно работать воображение. Вторая - нужны, покуда воображение художника для этого и существует, чтобы работать. Получается, более конкретная формулировка - изобразительный образ или видеоряд должен по уровню соответствовать первоисточнику.

Эстетика видео. В этой связи уместно более подробно рассмотреть эстетику изобразительного видео. Современная индустрия видеоклипов характеризуется отрывом изобразительного ряда от музыкального. Не обсуждая преобладающую бедность эстетики музыкального ряда, нужно заметить ещё большую примитивность видеоряда. Перспективное направление в видеосъёмке - система "motion control", и не в смысле возможности динамического совмещения объекта съёмки и подкладываемого фона, а в смысле динамического программирования съёмки в соответствии с динамикой музыкального произведения. Видеоряд должен звучать адекватно и равноценно музыке.

Принцип подчинённости. Гармония в любом варианте достигается органичностью каждого частного элемента эстетической выразительности, а полифония достигается в гармонии всех этих частных элементов. В чём проигрывает оперный жанр? - В гипертрофировании вокала. Арии порой пишутся под конкретного исполнителя и для его удобства, общий строй произведения при этом разрушается. Отчасти, в соответствии с этим принципом, симфонические вокальные партии в ораториях чаще всего гораздо более сложны для исполнения. То есть, принцип подчинённости частных элементов общему замыслу художественного произведения. Здесь ключевое слово "в сопровождении". Ария в сопровождении хора, фуэте в сопровождении оркестра. В полифонии подобная постановка не приемлема. Только совместно. Ни один элемент, в том числе танец, не может доминировать в общем ряду.

Эволюция пантомимы. Так и пантомима умерла в своём развитии по пути цирковой пантомимы. Оказалась на тупиковой эволюционной ветви. Пантомима стала обычной клоунадой. Развитие же драматической пантомимы остановилось уже на Марселе Марсо. Язык жеста так и остался на уровне лабораторного языка, в итоге утратившего зрительский интерес. Просто изображать и обозначать "стену" уже не достаточно, да и не может быть до конца оправданно вне драматического развития. Ведь жест или любой технический приём может полноценно существовать только в контексте, а не как таковой предмет зрелищного представления.

Эстетика ритуала. Эстетика ритуального религиозного действия всегда характеризовалась преклонением человека перед силой и мощью природы. Это и естественно для религии природы, другими словами языческого верования. Утверждение религии человека ведёт к пересмотру эстетики ритуала. Тут уже не обойтись без продуктов чистой эстетики. Только их почитание олицетворит почитание человека, как наивысшей ценности. Собственно религиозный характер высокого искусства, практически ни у кого не вызывает сомнений. Остаётся только сделать один решительный шаг и признать бесспорную истину: высокая эстетика - это и есть религия. Попики эти шаги уже давно делают, но хитро. В храмах прославляют Бога, вместо того, чтобы прославлять настоящих создателей этих храмов - людей. Чистая эстетика - для чистой религии.


        -=   СФЕРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА   =-

      ------------¬                              ------------------------¬
      ¦ Интеллект ¦                              ¦ Свойства              ¦
      L-TT---------             Абсолют          ¦ эстетического продукта¦
        ¦¦                      ¦                L-T----------------------
        Абстрактное мышление    Гармония           +-Материальность
        ¦¦                      ¦                  +-Данность в ощущениях
        Творчество--------------Созидание          +-Гармоничность
        ¦¦                    --Оккультная         ¦ элементной базы
        ¦¦                    ¦ псевдокультура     +-Метафизичность      
        Культура==============¦-Техника            +-Иррациональность    
                              ¦-Политика           +-Нефункциональность  
                              ¦-Философия          +-Опосредованная      
                      --------¦---¬                ¦ этичность           
               г======¦ Искусство ¦======¬         L-Эмоциональное       
               ¦      L------------      ¦           содержание   
      ---------¦---------¬     ----------¦---------¬           
      ¦ Эстетические     ¦     ¦ Художественные    ¦
      ¦ продукты         ¦     ¦ произведения      ¦
      ¦ (догмат формы)   ¦     ¦(догмат содержания)¦
      L-T-----------------     L-T------------------
        +-Кич                    +-Драматургия          
        +-Какофония              +-Проза
        +-Эклектика              +-Поэзия
        +-Чистая эстетика        L-Пантомима 
        ¦ +-Музыка               --Скульптура          --Действия
        ¦ L-Изо------------------+-Живопись            +-Костюма
        ¦                        +-цвето-светотехника  +-Тела
        L-Прикладная эстетика    +-Вольная пластика    +-Физических
          +-Декоративно-         L---Танец             ¦ навыков и
          ¦ прикладная               ¦                 ¦ способностей
          +-Мода                     +-Демонстрация-----
          +-Дизайн                   +-Самосовершенствование
          L-Архитектура              L-Выражение эмоциональных образов



РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ЭСТЕТИКИ СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА
В АСПЕКТЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ТОЛКОВАНИЙ

[Опубликовано в журнале "Прикладная психология" №1/1999]

1. Введение.

  Значение и роль танца в общественных культурах человеческих  сооб-
ществ  всегда  отличалось  на различных этапах их развития.  От язы-
ческих обрядовых танцев древних и первобытных народностей до технок-
ратических  дансингов  индустриального общества.  Современный спектр
танцевальных жанров вобрал в себя практически все разновидности дви-
жений, во всей их разносортности. Говорить о танце вообще становится
практически невозможно, поскольку под этим понятием могут скрываться
явления совершенно разные,  а то и просто противоположные.  Как и из
чего рождается танец,  какими свойствами обладает, какие функции вы-
полняет? В данном исследовании будет сделана попытка ответить на все
эти вопросы с точки зрения системного психоанализа и ортодоксального
материализма.  Эта  работа  не претендует на всеобъемлющюю академич-
ность и неоспоримую фундаментальность. По незнанию, возможно изложе-
ние спорных предположений  или уже известных концепций.  Но, главная
цель - показать возможности формализации и классификации  сверхслож-
ных явлений в искусстве, в художественном и эстетическом творчестве.
Проще говоря,  возможности строго научного подхода, в противовес эм-
пирическим,  догматическим,  классовым, мистическим и другим, подоб-
ным, псевдонаучным теориям.
  А начать  придётся,  как  это  ни парадоксально выглядит,  с самых
азов.  И не от того, что кто-либо не знаком с "азбукой", что было бы
достаточно странно в среде людей увлечённых искусством.  Просто "аз-
бука" у каждого своя.  А переходить к рассмотрению сложных  понятий,
не определившись с простыми,  просто бесполезно.  Природа творчества
будет проанализирована в первую очередь. Затем будет сделана попытка
выяснить место танца в ряду других жанров искусства. И в завершение,
будут рассмотрены свойства танца как эстетического продукта.

    2. Природа гармонии и творчества.

  В основе жизнедеятельности человека  лежит  удовлетворение  низших
физиологических потребностей,  как и у любого другого живого сущест-
ва. Потребность к дополнительному, искусственному удовлетворению из-
начально ни чем не была мотивированна.  Только эволюционное развитие
сознания и формирование абстрактного мышления способствовало возник-
новению новых форм самовыражения и,  соответственно,  удовлетворения
от их восприятия. Искусство, дословно - искусственный, синтетический
побочный продукт интеллектуального роста.  Тело,  краски,  звуки - в
качестве выразительных средств приобрели желаниями творческого чело-
века  гармоническую  упорядоченность.  Выяснить истоки гармонических
сочетаний сложно,  хотя вероятно  существуют  для  этого  достаточно
веские физические обоснования. Например, спектральное разложение бе-
лого цвета на семь цветов радуги.  Каждый это может увидеть, хотя ни
кто и не сможет объяснить - от чего они такие? Как бы там ни было, в
ультразвуке не сочиняют и в ультрафиолете не рисуют.  В познании за-
конов гармонии человек идёт чувственным, интуитивным, а не рассудоч-
ным путём.  Естественные и точные науки требуют гораздо больших зат-
ратных и аппаратных средств и поэтому отстают.  Нельзя отрицать воз-
можность познания этих законов и конструирования продуктов творчест-
ва,  но произойти это может всё-таки не скоро. Сейчас же, когда речь
заходит о высших материях, приходится ограничиться утверждением, что
законы гармонии существуют, но ещё не открыты.
  Для более подробного рассмотрения самого процесса творчества  пот-
ребуется определение двух наиболее важных понятий: сублимация и сим-
волизация.  Сублимация связана со вполне очевидным отличием объектов
восприятия как таковых и их знаковых образов. Сублимация - первичный
процесс формирования этих знаковых образов.  Обычно, это процесс од-
нократный, в последствии связь фиксируется и сохраняется. Восприятие
объекта вызывает соответствующий образ, а активация образа обеспечи-
вает воспроизведение знака,  будь-то движение, звук, мелодия, буква,
слово.  К примеру,  абсолютная глухота не позволит никогда сформиро-
вать  в  мозгу  какую-либо мелодию,  поскольку звуковой образ не был
сублимирован.  Причём,  если по своей  физической  природе,  объекты
восприятия  совершенно  различны  и  могут восприниматься совершенно
разными органами чувств,  быть материальными и понятийными,  элемен-
тарными и сверхсложными, то как раз знаковые образы совершенно иден-
тичны. Отсюда звучащие картины и живописные мелодии. Процесс же ком-
позиции  знаковых образов является уже процессом символизации.  Сим-
вол,  в отличии от знака, более информационно насыщен. Чем примитив-
ней эстетический продукт,  тем менее он символичен, менее информати-
вен и наполнен смыслом.  Сам процесс символизации  является  основой
творчества  вообще  и  фантазирования  в частности.  Но и не только.
Соответствующим образом проходят процессы сновидений,  галлюцинаций,
бреда.  Не  вдаваясь  в  подробности  рассмотрения подконтрольного и
бесконтрольного фантазирования,  укажем только на то,  что всё имеет
одну основу, причём основу материальную.
  Особенностью в рождении всех произведений искусства является  пер-
востепенная роль подсознания.  Творчество - сомнамбулическое созида-
ние высших гармонических форм материальной данности. Причём, речь не
идёт  о  мистическом,  потустороннем характере творческого процесса.
Вдохновение - результат информационного обогащения и  эмоционального
накопления.  Материальные  корни  творчества подтверждаются и реаль-
ностью фармацевтического воздействия,  и  возможностью  разрушающего
действия  хирургического  плана.  Условие  - творческие способности,
источник - психологическая неудовлетворённость. Импульсом к действию
чаще  всего  служит  кризис  сознания,  когда не творить человек уже
просто не может и всё создаётся даже помимо его воли.  Всякий талант
можно  разделить на профессиональный и импровизационный.  Профессио-
нальный талант связан просто с  физическими  или подобными способно-
стями - музыкальный слух, хорошая память, гибкое тело.  Импровизаци-
онный же талант - это уже способность фантазировать, рождать неведо-
мые  до того образы.  Собственно,  это уже галлюцинации,  сны наяву.
Сон,  понятно,  может увидеть каждый, но не каждый сон имеет эстети-
ческую  ценность.  Мнение же о приобщении художника к потустороннему
миру идей любопытно конечно,  хотя бы потому, что любое не созданное
произведение действительно существует, нужно только "отсечь лишнее".

 3. Свойства эстетического.

  Изобразительное искусство,  музыка, танец в переводе не нуждаются.
Под изобразительным искусством - изо,  здесь  подразумевается  живо-
пись,  скульптура, свет в своих гармоничных проявлениях, в самом об-
щем смысле.  Продукты чистой эстетики интернациональны по своей при-
роде.  В их основе - гармонические элементы. Цвета из палитры спект-
рального ряда, определённо соответствующие амплитудно-частотной шка-
ле звуки, бесконечное многообразие эмоционально выраженных форм дви-
жения. Здесь единство гармонии низших и высших проявлений. Красота в
чистом виде,  гармония выраженной формы, торжество формы. Информаци-
онной нагрузки эстетические продукты как правило не  несут.  Степень
же  чистоты  эстетики  соотносится  с функциональностью создаваемого
продукта.  Архитекторы,  конструктора,  модельеры подчинены  жестким
требованиям функциональности.  Красота заключается в гармонию содер-
жания,  эстетика несёт более прикладной характер.  Сами же по  себе,
чисто эстетические продукты, в большинстве своём совершенно не функ-
циональны. Эстетика не созидает, не создаёт удобств. И если указыва-
ет "куда" идти,  то не указывает "как".  Эстетика способствует удов-
летворению в чистом виде,  на подсознательном уровне, да и рождается
из подсознания также. Чистая эстетика является предметом искусства и
именно с этой точки зрения интересна.
  Продукты чистой эстетики в любом случае сюрреалистичны.  Если реа-
лизм в искусстве определяется фразами:  "что слышу,  то и пою", "что
вижу,  то  и  рисую",  то сюрреализм предполагает выражение образов,
символизированных на уровне подсознания. Симфония не может быть взя-
та композитором из окружающего мира. Образ мира во всём многообразии
проявлений сублимируется в  подсознании  художника,  а  уже  зрителю
предлагается  трансформированный эмоциональный образ мира внутренне-
го.  Степень же символизации этого  образа  определяет  глубину  ав-
торского проникновения. По этой причине эстетику натуральной природы
ни как нельзя считать высшим эстетическим  достижением,  по  крайней
мере,  достижением человеческого разума. С точки зрения эстетичности
натуральная  природа  слишком  банальна.  Сюрреалистичные   продукты
искусства  фактически  более адаптированы к человеческому восприятию
и,  следовательно, более выразительны. Целенаправленная символизация
позволяет создавать,  во-первых,  более приемлемые для человеческого
сознания продукты,  а во-вторых более многослойные,  с большим коли-
чеством смысловых вложений.

  4. Симфонизм и полифония.

  Музыка является наиболее чистой эстетической формой. Музыка - суб-
лимированная эстетика.  Безусловно,  речь не идёт о примитивно выра-
женных музыкальных произведениях. Главным образом, интерес представ-
ляет музыка полифоническая,  в классическом симфоническом  варианте.
Полифония даёт композитору,  а точнее говоря творцу,  столь обширный
набор выразительных средств,  что конечный продукт уже  является  не
обычной  демонстрацией мастерства исполнителей,  а выражением высшей
гармонии.  Абстрагирование - это аномалия переразвитого человека.  В
полифонии  же данная аномалия воплощается совершенно.  Так рождается
атмосфера высших форм удовлетворения,  свойственная соответственно и
наиболее  совершенным произведениям изобразительного и танцевального
искусства.  В полном смысле понятия, полифония включает все эти виды
искусств, являясь результатом их синтеза. Развитая эстетика очевидно
идёт от представления элементов к представлению слияния всех  разных
форм.
  Рассуждения о симфонизме неизбежно ведут к рассмотрению всех част-
ных  элементов  полифонического  построения.  Современная заданность
симфонического состава,  сейчас,  в большей мере,  свидетельствует о
консерватизме,  чем о классицизме.  Ведь так же, в своё время, в ор-
кестр вводились деревянные духовые,  как только улучшилось  качество
их звучания.  В этом смысле,  уже не ясно,  от чего же в оркестр, до
сих пор,  не введены,  к примеру, электроинструменты. Справедливости
ради, конечно, нужно признать,  что электроорганы всё ж таки исполь-
зуются, хотя и только для имитации звучания настоящего органа.   Но, 
это только часть проблемы. Краеугольным вопросом становится роль ви-
зуального ряда. Возражения по поводу самоценности музыкального ряда,
могут быть оспорены предложением изъятия из оркестра отдельных групп
инструментов. Симфоническое произведение при этом не потеряет своего
звучания.  Звуковая  палитра станет беднее и только.  Вторые скрипки
являются в оркестре вторыми по последовательности,  но не по  значи-
мости. Пренебрежение танцем, светом, декорациями, помещением и явля-
ется подобной потерей.
  Материализация эмоциональных  образов или иными словами материали-
зация чувств является первоочередной эстетической сверхзадачей,  ко-
торую  осознанно или нет приходится решать каждому художнику.  Соот-
ветственно такой постановке вопроса, эстетический образ может форми-
роваться  звуковыми или визуальными средствами.  В этом плане танец,
как и другие средства изобразительного жанра обеспечивает визуализа-
цию эстетического ряда.  Фактически возможно деление на визуализацию
статическую и динамическую,  формально равноценные,  но с той разни-
цей,  что  статическую озвучить проще,  чем динамическую.  Хотя тоже
возможно сочинить музыку и под готовый танец или видеоряд. Таким об-
разом,  звуковые и визуальные образы по сути дела равноправны. Визу-
альный ряд может быть приведён в соответствие со звуковым  и  наобо-
рот.  Более  того,  формулируется  практический  принцип - полифония
достигается в слиянии всех разрозненных средств эстетической матери-
ализации. Можно, к примеру, конкретно анализировать соответствие ви-
зуального,  а в частности танцевального образа  музыкальному.  Можно
оценить уровень примитивности музыкального образа.  Можно говорить о
соответствии атмосферы  и  настроения  художественного  произведения
иного  исторического  времени посредством анализа вызываемых эмоцио-
нальных образов.  Какова роль книжных иллюстраций?  Две точки зрения
на этот счёт. Первая - не нужны, должно работать воображение. Вторая
- нужны,  покуда воображение художника для этого и существует, чтобы
работать.  Получается, более конкретная формулировка - изобразитель-
ный образ или видеоряд должен по уровню соответствовать  первоисточ-
нику.
  В этой связи уместно более подробно рассмотреть эстетику изобрази-
тельного  видео.  Современная  индустрия видеоклипов характеризуется
отрывом изобразительного ряда от музыкального.  Не обсуждая преобла-
дающую бедность эстетики музыкального ряда, нужно заметить ещё боль-
шую примитивность видеоряда. Перспективное направление в видеосъёмке
- система "motion control",  и не в смысле возможности динамического
совмещения объекта съёмки и подкладываемого фона, а в смысле динами-
ческого программирования съёмки в соответствии с динамикой музыкаль-
ного произведения.  Видеоряд должен звучать адекватно  и  равноценно
музыке.  Гармония в любом варианте достигается органичностью каждого
частного элемента эстетической выразительности, а полифония достига-
ется в гармонии всех этих частных элементов. В чём проигрывает опер-
ный жанр? - В гипертрофировании вокала. Арии порой пишутся под конк-
ретного исполнителя и для его удобства, общий строй произведения при
этом разрушается. Отчасти, в соответствии с этим принципом, симфони-
ческие вокальные партии чаще всего гораздо более сложны для исполне-
ния. То есть, принцип подчинённости частных элементов общему замыслу
художественного  произведения.  Здесь  ключевое слово "в сопровожде-
нии".  Ария в сопровождении хора,  фуэте в сопровождении оркестра. В
полифонии  подобная  постановка не приемлема.  Только совместно.  Ни
один элемент, в том числе танец, не может доминировать в общем ряду.

 5. О балете.

  Необходимо, однако,  заметить, что танец в общем ряду искусств за-
нимает  особое  положение.  Музыка  и  изо по отношению друг к другу
достаточно самостоятельны.  Тогда как танец подчинён  замыслу  музы-
кального и, отчасти, изобразительного произведений. Основое требова-
ние к танцу - единственно возможное воплощение этого замысла в  дви-
жении. Простое движение под музыку искусством ещё не является. Чем и
страдает классический балет,  упорно претендующий на вид  искусства.
Ведь  суть  танцевального движения не в демонстрации физического со-
вершенства и салонных повадок:  если спина, то идеально прямая; если
ходить,  то только на пуантах.  Не мотивированные движения,  поверх-
ностная эстетика - более тела,  чем танца.  В основе же танца должны
быть заключены эмоционально выраженные пластические формы естествен-
ного происхождения.  Естественность изначально предполагает гармонию
тела  в  равновесии  определённых  положений  и  движений.  В том же
классическом балете чаще встречаются две другие ситуации:  самостоя-
тельное  движение  вне  музыкального  образа или отсутствие движения
адекватного данному музыкальному  ряду.  Последнее  связано,  в  том
числе, с органической неестественностью положений. Переход из одного
положения в другое бывает практически невозможным в связи с  наруше-
нием равновесия и динамики тела. И тоже важно - нет неразрывного ди-
намического ряда,  а есть набор самостоятельных картинок,  едва свя-
занных  между собой и отчасти связанных с музыкальным образом.  Гло-
бально,  задача выразительной визуализации решается,  но локально, в
отдельных фрагментах, нет даже близкого соответствия.
  Классический балет имеет выраженную склонность к  спортивной  гим-
настике.  Основной  набор  танцевальных движений всё-таки достаточно
ограничен.  Прыжки и вращения однообразны, чаще всего неуместны, яв-
ляясь самоцелью. Эмоциональная выраженность этих движений сомнитель-
на.  Подобные движения часто не только не выражают музыку,  но и  не
выражают ничего вообще.  Вне либретто, костюмов, музыки все балетные
постановки окажутся  практически  однотипными.  Соревноваться  же  в
дальности прыжков и количестве вращений конечно можно, но не на сце-
не, а на спортивной арене. На фоне подобной хореографической ограни-
ченности   происходит   псевдохудожественное   заполнение  балетного
действия.  Актёры не играют,  не танцуют, они перемещаются по сцене,
демонстрируют себя, напрягают свою мимику, пытаясь в деталях воспро-
извести описываемые события  и имитировать сюжет, в совершенно непо-
нятной и бесперспективной конкуренции художественному драматическому
театру. Понятия о совершенстве, безусловно, у всех разные. Но проце-
дура  измерения  размеров черепа у юных конкурсанток балетных училищ
навевает крайне неприятные ассоциации.  Надо полагать,  всё-таки ба-
летный театр - это не кунсткамера и не анатомический театр, по край-
ней мере так быть не должно. Более того, современные процессы модер-
низации классического балета явно идут по пути отрицания самого это-
го балета. Новые постановки Эйфмана, кажется являются наглядным тому
подтверждением.
  Более того,  наблюдается явная узурпация понятия "классический ба-
лет".  Настолько ли он классичен и только ли его можно считать бале-
том? По определению, балетом является любое танцевальное сценическое
действо, для обозначения жанра которого правильней использовать тер-
мины -  акробатический,  гимнастический,  хореографический,  пласти-
ческий, брейк-балет, цирковой, шоу-балет, балет на льду. То, что се-
годня называется классическим балетом, по сути дела является балетом
гимнастическим.  Это во-первых. Во-вторых же, модернизацией является
любое видоизменение структуры, что также происходит в балете. Следо-
вательно то,  что сейчас считается танцем модерн - есть классический
пластический  балет,  в  противовес  классическому  гимнастическому.
Соответствующим образом,  кстати сказать, может быть классифицирован
и балет авангардный.

   6. Танец, как категория эстетического.

   Подытоживая всё сказанное,  можно выделить  самые общие  свойства
эстетического продукта и, соответственно, танца как эстетической ка-
тегории.  Во-первых,  эстетический продукт,  во всех случаях продукт
материальный,  данный в ощущениях.  А именно, слуховых и зрительных.
Эстетический продукт создаётся из универсальных и гармонически  упо-
рядоченных базовых элементов,  будь то звуки нотного стана, цвета из
спектрального ряда, математически обусловленные графические элементы
или эмоционально выраженные формы движения.  Во-вторых, эстетический
продукт метафизичен в плане новых свойств синтеза базовых элементов.
Свойств,  чувственным  образом принимаемых на уровне индивидуального
восприятия. Эстетический продукт, в целом, гармонически упорядочен и
обладает  символизмом  с  несколькими  уровнями  смысловых вложений.
Творческий процесс создания  эстетического  продукта  сомнамбуличен,
идёт из подсознания и не укладывается в рамки рассудочного мышления.
В-третьих,  эстетический продукт сюрреалистичен,  поскольку не явля-
ется прямым отображением окружающей действительности.  Передача ощу-
щений происходит посредством эмоциональных образов,  а не информаци-
онных  сведений.  В этом,  как раз отличие эстетического продукта от
художественного произведения.  Эстетический продукт нефункционален и
аполитичен,  существует вне утилитарной целесообразности и идеологи-
ческой ангажированности.  И если, даже этичен, то только в плане ут-
верждения созидательных,  конструктивных тенденций интеллектуального
прогресса.
  В данном  исследовании  не  будут подробно рассматриваться эстети-
ческие формы танцев, не соответствующих всем критериям эстетического
продукта. В частности, эстетика "два прихлопа, три притопа". Эстети-
ка собственно спортивных танцев, не относящихся к искусству. Эстети-
ка  психопатических танцев.  Эстетика кича,  эпатажа,  какофонии,  в
настоящее время получившей необычайное распространение и, к  сожале-
нию, под вывеской "модерна". Можно только отметить, что подобные не-
гативные моменты могут встречаться в любой из разновидностей  танца,
но  в некоторых эти моменты доминируют.  И речь не идёт об отрицании
того или иного танцевального жанра.  Справедливости ради  необходимо
признать  высокий  уровень хореографии индийских танцев,  испанского
фламенко.  Хотя, наиболее полное восприятие этих танцев предполагает
увлечённость  и соответствующую осведомлённость в особенностях соот-
ветствующих национальных культур.  Классический вальс в бальных тан-
цах,  также представляет интерес в плане соответствия музыкального и
танцевального выражения.  И даже танец "маленьких лебедей" в класси-
ческом балете, также может считаться удачным воплощением сценическо-
го замысла.
  Менее же  всего  подвержен всем указанным недостаткам и отвечающий
всем требованиям, предъявляемым к эстетическому продукту - это стиль
"модерн" в трактовке известной Айседоры Дункан.  И,  чтобы не путать
этот стиль с уже чрезмерным многообразием других стилей,  но под тем
же названием,  стоит обозначить его иначе,  к примеру, "классика-мо-
дерн". В первую очередь, что характерно для этого стиля - тщательный
отбор  музыкального материала.  Предпочтение отдаётся симфоническим,
полифоническим, классическим, как старинным, так и современным музы-
кальным произведениям.  Музыкальная основа должна обладать самостоя-
тельной эстетической ценностью,  быть гармоничной  и  совершенной  в
плане  музыкальных канонов.  Танец под гудки паровозов или завывания
шакалов - кажется совсем не привлекательным.  Далее. Само танцеваль-
ное движение рождается из музыки, а не путём комбинационных построе-
ний,  подобно представлениям пожарников,  выступавших в начале века,
по схеме "делай - раз,  делай - два". Цель постановочного процесса -
добиться соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и  тан-
цевальных образов. При этом, обязательно учитываются физические дан-
ные исполнителя.  Процесс  создания  танцев  творческий,  исполнение
осмысленное.  Само движение в естественности и неразрывности хореог-
рафического рисунка,  иначе говоря,  в пластике.  Танец  исполняется
совместно  с  музыкальным  произведением,  а не в сопровождении.  То
есть, танец выступает как элемент полифонической композиции, где те-
ло - своеобразный инструмент, подобный инструментам музыкальным.

7. Проект "Классика-Модерн".

  Проект "Классика-Модерн",  в самом общем смысле является этической
и эстетической программой творческого поиска гармонии мира в котором
мы существуем.  Поиска,  следующего идеям Зигмунда Фрейда и Айседоры
Дункан,  но не догматически,  а в качестве ориентиров  сознательного
выбора.  Творчества  вне  рамок  какой-либо  национальной  культуры,
поскольку высокое искусство интернационально и космополитично. Твор-
чества  вне политики,  без призывов к завладению и перераспределению
чьих-либо материальных благ.  В признании истории, но не как объекта
осуждения или восхваления,  а только лишь в исследовании истории че-
ловеческих устремлений и заблуждений.  Творчества  вне  мистического
дурмана и церковной принадлежности. Где главный бог - созидающий ин-
теллект.  Истинный мессия - творческий человеческий  гений,  будь-то
композитор,  художник, архитектор или учёный. Где главная мораль - в
неприятии насилия и обмана.  Главная вера  -  в  любви,  наслаждении
прекрасным и в радостях жизни. Без преклонения перед эстетикой нежи-
вой природы,  которая кажется не достаточно человечной. В стремлении
к созданию чистой эстетики всеми доступными человеку средствами эмо-
ционального выражения,  каждое из которых остаётся полноценным  эле-
ментом полифонического построения.  Возвышенная архитектура, изобра-
зительное искусство, драматургическое и философское содержание, сим-
фоническая музыка и,  наконец,  сценический танец,  как вид, форма и
средство искусства.

А.Панов 15.11.1997

*

http://idvm.eu5.org ` http://idvm.host22.com ` http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru
http://idvm.ru.tf ` http://idvm.ya.ru ` http://duncanmuseum.ru.tf
http://duncan.boxmail.biz ` http://r812.eu5.org

© open resource

begin ` texts ` home