isadora duncan virtual museum
end ` texts `` english ` русский

О.Труль (В.В.Васильева)
ШАГ ВПРАВО, ШАГ ВЛЕВО...
(на тему музыкально-эстетического воспитания)

http://idvm.chat.ru/texts/4144.htm#begin

Система "балетного станка" - незыблемый фундамент для танцевального обучения детей, которые должны точно выполнять все движения, шаг вправо , шаг влево ... Убивая творческий импульс свободного движения, эта методика "правильного" танца переламывает психику ребенка, превращая их в исполнителей чужих желаний, стремлений,  извращенных эстетических представлений. "...Танцовщик одновременно должен быть идеальным воплотителем идеи балета как тоталитарного искусства — изнуряющей муштры, покорности воле хореографа и самовыражения в строгих рамках рисунка заранее написанной роли", - из статьи Анастасии Подорожной "Пуанты и бинты" "Новая газета" № 56 от 26 июля 2007 года.

Против этого насилия над творческой волей танцора выступила в начале 20 века знаменитая американская танцовщица, основательница свободного танца Айседора Дункан: "Мои идеалы делали для меня невозможным участие в балете, каждое движение которого шокировало меня и шло вразрез с моим чувством прекрасного, его выразительные средства казались мне механическими и вульгарными". Советская власть испугалась свободного искусства Айседоры Дункан, так как почувствовала опасность от ее идей. Танцовщица стремилась сделать танец выражением личности, отражением неповторимой человеческой индивидуальности, инструментом самопознания. Такое свободомыслие разрушало концепцию тоталитарного мышления.

Классическая хореография

В сознании большинства родителей распространено мнение, что заниматься танцем нужно только для того, чтобы иметь правильную и красивую осанку, особенно, для девочек. И, что решать проблему правильной осанки можно только средствами классической хореографии. Они не задумываются, что происходит с психикой ребенка, когда он часами стоит у "балетного станка" и выполняет одни и те же "па". А понимают ли они, какую физическую нагрузку выдерживает тело, деформируя опорно-двигательный аппарат, и что последствия такой деформации могут быть опасны для здоровья.

Ограничивая процесс погружения ребенка в мир танца балетными "па", педагоги-хореографы позволяют доводить занятия до уровня дрессировки. Образовательный процесс сводится к формуле: запомнил—повтори. Музыка заменяется математическим счетом. Формальное использование музыки и механическое повторение движений лишает ребенка эмоционального отклика на музыку непосредственно, сообразно своим ощущениям. Из сознания уходит интуитивный компонент, иррациональное начало любого творческого процесса. Под разную музыку дети исполняют одни и те же заученные движения, позиции ног и рук. Вся их деятельность носит характер "простого" воспроизведения и увлечения механическим сходством. Танец превращается в демонстрацию технических приемов, спортивное соревнование. Творчество заменяется игрой в творчество. Какая личность формируется в процессе такой деятельности? Зачем всем детям нужна балетная техника, если она оторвана от тех балетных спектаклей, для которых собственно и придумана? Если она вне системы целостного учебно-воспитательного процесса профессионального обучения артиста балета?

Из упоминавшейся выше статьи Анастасии Подорожной "Пуанты и бинты", рассказывает Коротюк Надежда Андреевна, зав. хирургическим кабинетом поликлиники Большого театра: "Все говорят: "классика". А понимает ли большинство, что стоит за словом "классика"? Какую нагрузку предполагают занятия классическим балетом? Отсюда — регулярные перегрузки, хронический травматизм. Растяжения, вывихи, переломы: стопы, голеностопы, колени, тазобедренные суставы — остеохондрозы, перетруженные спины, стираемость костей и позвонков".

Из автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук М.Л.Кварцхава "Особенности гигиены труда и профессиональной патологии артистов грузинского национального балета" (Тбилиси, 2006): "Число  профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата (суставов, мышц, сухожилий, связок) довольно  велико.  Развитие заболевания, как правило, обусловлено длительным функциональным перенапряжением соответствующих органов или систем человеческого организма... При изучении состояния опорно-двигательного аппарата у артистов классического балета ... установлено наличие у них изменений адаптационного характера в виде тендовагинитов,  остеохондропатий, плоскостопия, хондроматозов, вальгусных деформаций большого пальца стопы, деформирующих  артрозов,  миозитов, миопатий и др. Вместе с тем, удалось установить спектр патологии, определённо имеющей профессиональный характер, в виде поражений скелета стопы, утолщения костной ткани I, II и III костей предплюсны  с сужением костномозгового канала".

Музыкальное движение

Куда сегодня отдавать ребенка заниматься танцем, дело родителей. Но и у родителей должен быть выбор. А чтобы был выбор, они должны знать обо всех танцевальных методиках. В их числе МЕТОД музыкального движения, незаслуженно вычеркнутый из официального рейтинга танцевального обучения, метод является одной из вершин отечественной педагогики. Метод разработан в исторической Студии музыкального движения "Гептахор" (1914-1935), основанной Стефанидой Рудневой и ее единомышленницами по Бестужевским курсам, которые и стали участницами коллектива. Опираясь на идеи Айседоры Дункан, они разработали свой метод, названный  музыкальным движением. «Они пошли по наиболее трудному пути, попытались открыть тайну искусства Айседоры, удивительного слияния музыки и движения в высокий художественный образ". Музыкальное движение – это МЕТОД музыкально-эстетического воспитания, соединения движения и музыки, обучения свободному танцу. Метод музыкального движения дает возможность уйти от формализма в занятиях движением, представляет собой целостную педагогическую систему, обращенную к действенной природе ребенка.

В музыкальном движении музыка увлекает ребенка в мир танца естественно и просто, так, как учится он родной речи, как познает мир через игру. Музыка сама подсказывает характер движения (энергичный, волевой или спокойный, нежный) через который раскрывается музыкально-двигательный образ. Не нужно придумывать движение до музыки, его нужно взять из музыки, эмоционально пережить "определённые отношения между звуками". Вот тогда движение становится музыкальным. Следуя за музыкальной фразой, дети учатся слышать музыку как музыкальный рассказ, следить за развитием музыкальной мысли. Развивая таким образом внимание, воображение, творческое мышление. Детям предоставляется возможность  самостоятельно отвечать на музыку движением. Они учатся в движении переживать эмоциональное содержание музыки. Эмоциональное воздействие музыки вызывает у ребенка множество ассоциаций. Исполнитель, таким образом, проникая в музыку, и сам ею обогащается. Здесь речь, конечно же, идет об использовании классической русской, зарубежной и народной музыке, которая предоставляет неисчерпаемое многообразие двигательного, эмоционального и вообще человеческого содержания. Выбор музыкальных произведений должен соответствовать детскому восприятию. Педагог помогает ребенку освоить приемы музыкально-двигательной выразительности, основные движения эмоционально-динамического характера. При этом ребенок не травмирует своё тело выворотными позициями, а развивает природную пластику, учится двигаться естественно и легко. 

Занимаясь  музыкальным движением, танцуя, играя и импровизируя, ребенок получает удовольствие от общей эмоциональной активности, свободы инициативы; у него воспитывается любовь к классической музыке, эмоциональная восприимчивость к ней, музыкальный вкус. Известный музыковед Л.В.Кулаковский считал музыкальное движение "подлинным детским танцевальным творчеством".

Станет ребенок танцором в будущем или не станет, дело второе, не нужно об этом думать, когда он только входит в мир танца. Музыкальное движение должно вернуться к детям и занять достойное место в системе образования и воспитания детей, приобщения их к танцевальному творчеству.

Заключение

Классическая хореография и музыкальное движение – это разные виды танцевальной деятельности. В них по-разному раскрывается смысл природы творчества, которое, безусловно, влияет на внутренний мир ребенка, формирует его художественное мышление, отношение к искусству, к жизни в целом. Поэтому у каждого должен быть выбор, как танцевать и для чего.

Литература

 # Айседора Дункан. Моя жизнь - М.: Контракт-ТМТ, 1992. - 192 с.: ил. ISBN 5-85058-009-3
 # Анастасия Подорожная "Пуанты и бинты" "Новая газета" № 56 от 26 июля 2007 года.
 # Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук М.Л.Кварцхава "Особенности гигиены труда и профессиональной патологии артистов грузинского национального балета" (Тбилиси, 2006)
 # Стефанида Руднева. Воспоминания счастливого человека. - М.: Главархив, 2007. - 856 с.: ил. ISBN 978-5-7728-0152-9, ISBN 978-5-8330-0249-0
 # Руднева С. Д. и Фиш Э. М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. 1-е изд. — М.: Просвещение, 1972; 2-е изд. — СПб.: Гуманитарная академия, 2000.
 # Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.
 # Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Сост. Е.Раевская, С.Руднева, Г.Соболева, З.Ушакова, В.Царькова. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991
 
Центр Айседоры Дункан (Санкт-Петербург, Россия)

http://www.musical-sad.ru/load/scenarii/v_v_vasileva_shag_vpravo_shag_vlevo/22-1-0-250
http://www.musical-sad.ru/index/0-2

*

http://idvm.eu5.org ` http://idvm.w.pw ` http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru
http://idvm.ru.tf ` http://idvm.ya.ru ` http://duncanmuseum.ru.tf
http://duncan.boxmail.biz ` http://r812.eu5.org

© open resource

begin ` texts ` home