..texts

"Isadora Duncan (ARTE France - Bel Air Media - 2008)"

http://www.youtube.com/watch?v=QZmkaXpOuz8

Танцующая без обуви в греко-романской тунике - этот образ хорошо описывает Изадору Дункан. На сцене. Мы в начале ХХ века и легендарная американская танцовщица, совершившая революционный переворот в классическом балете с двух сторон Атлантического океана. Её жизнь отмечена поиском свободы, которой необходимо современное движение. Она была ребенком своего времени, но смогла побороть консервативные правила. Современная кочевница, путешествовала по всему миру. Она была в Париже, в Лондоне, Санкт-Петербурге, в Берлине. Приключения ожидали ее повсюду в личной жизни, так же как и в профессиональной. Жизнь Изадоры Дункан была романом. Наш портрет представляет ее, как первооткрывателя в экспрессионизме танца и наследником которого становится современный танец.

Титры: 15 сентября 1927 г. - трагическая смерть Изадоры Дункан.

"Я только и делала, что танцевала мою жизнь".

Смерть ждала ее, чтобы вернуть вечную Изадору. Была ли она ещё кем либо, кроме как мифом?

Мужчина: Как я уже говорил, она сразу же стала кем-то вроде богини, да.

Женщина в черном: В это время она несла искусство и современный танец совсем по-новому, как раньше никогда и никто. Она была первой.

Женщина в голубом: Она была основательницей современного танца, она открыла основные направления, которые будут продолжать современные танцоры, и эти направления всегда останутся актуальными.

Диктор: Однако Изадора была снята на камеру только один раз. Трагическая смерть, которая стала мифом ее существования, была роком, оборвавшим ее искусство. Она была печальной, как эта тень молодой красивой танцовщицы, которая обворожила собой весь мир.

Почему ее сердце так билось?

Изадора: "Я хотела танцевать, так как поют птицы, как пульсирует мое сердце, как моя плоть и как мое дыхание. Маленькой девочкой я не знала игр и детских развлечений. Часто я одна убегала на пляж подальше от взглядов, и танцевала в ритме волн голая, я видела море и все деревья танцующими вокруг меня, я часто говорила, что моя жизнь и мое искусство созвучны морю".

Женщина: Для калифорнийцев волны подобны биению сердца. Как говорила Изадора - это вечное движение без конца, -это источник вдохновения. Меня интересует философия Изадоры, потому что мы обе женщины по природе.

Мужчина: Эта молодая женщина из Санкт-Франциско, который очень далеко от Парижа. Но она обгонит всех, благодаря своему призванию: "Я хочу себя придумать. Я могу стать музыкой. Я могу стать искусством".

Док. Фильм: Изадора танцует под аккомпанемент играющей на фортепиано матери, в холодной квартире, - из-за их бедности, они были бедны, но свободны. Мари Дункан воспитывает своих детей в бедности, но в любви к искусству. Раймонд и Элизабетт любят музыку, Огюст - театр. Эксцентричная семья создает театральную труппу. С детства Изадора верит в свою особую миссию.

Мужчина: Изадора Была сформирована в духе своего времени. Она говорила: "Я женщина вышедшая за границы буржуазных концепций женственности. Я актриса, вышедшая за границы трехсот лет развития и словарного запаса классического танца. Я свободна."

Женщина: Я прошла через школу классического танца, где нужно танцевать на пуантах, а это против природы. Нет ничего глупее чем вертеться, раскачиваться, мучится, сражаться. Искусство - это когда тело свободно. Я не только хотела освободить танцовщиц от жестких корсетов и пуантов, я хотела чтобы не было ничего, что терроризирует женщин. Как можно жить в удушливом корсете!

Док. Фильм: Калифорнии становится мало для семьи Дункан и они решают переехать в Нью-Йорк. Изадора танцует в мим-театре. Семья живет без денег, в холодном ателье, чтобы реализовать мечту.

Изадора: Я мечтаю о Лондоне, Париже, Афинах. Моя меча построить античный храм святыни и я посвящу всю мою жизнь культу.

Женщина в голубом: Когда я танцую, мне интересно, чего именно хотела достичь Изадора - красоты или гибкости тела, которое функционирует просто, принадлежа всему.

Изадора: Я вместе с семьей уплываю на судне для перевоза скота в Европу. Это было тяжело, но мы были абсолютно счастливы. Прощай Америка, это страна недалеких и ограниченных взглядов, двуличная. В первые дни в Лондоне, мы были в эйфории и радовались всему. Мы почти забыли о нашей крайней бедности. Без денег и друзей мы выходили на улицу, ожидая непредвиденные знакомства, которые открыли бы нам двери в английское общество.

Худож. фильм: В Лондоне люди смотрели на ее одеяние с изумлением.

Изадора: мы пошли в Кенсингтон парк, где я танцевала на опавших листьях. Вдруг, появилась красивая женщина в черных мехах и сказала: "О небо, откуда вы прибыли?", я ответила : "Не с неба, мы прилетели с Луны".
 Дама: Я очарована, где вы научились танцевать?
 Изадора: Я нигде не училась танцевать, я уже танцевала в животе моей матери.
 Дама: Как экстравагантно.
 Изадора: Мой отец нас бросил, это превосходный человек, но не очень надежный. Моя мать была в отчаянии. Она питалась устрицами и пила шампанское, - это еда Афродиты. Итак, я танцую с момента моего зачатия.
 Дама: Вы говорите метафорами.
 Изадора: Нет, я рассказываю мою жизнь.

Изадора (док.ф.): С самого приезда в Париж мы с братом обошли все музеи, мы были молоды и мы хотели открыть для себя другую культуру, отличную от американской. Нашим раем был Лувр. Пока мой брат рисовал, я танцевала в пустом зале и смотритель музея принимал нас за сумасшедших. Мы снимали ателье на улице Гите, я создала рицитал и обо мне стали говорить в салонах, мне было 20 лет и я была очень хороша собой.

Женщина в голубом: Фактом было то, что парижскую плеяду открыли миру салоны. В салоны в эту эпоху входили аристократы, принц и принцесса Де Полиняк, графиня Де Грифюль, они все были очень эрудированными, утонченными и образованными. Они были внимательны к танцам Изадоры Дункан, им нравилась ее апполинарная грация. Принц Де Полиняк, когда увидел Изадору Дункан танцующей, сказал: - Вы возродили античный танец о котором я всегда мечтал.
Роден и Дека были близки. Они оба воспринимали искусство ни как ограничение, а как воссоздание экспрессии в фигурах. Оба наблюдали за движениями. Роден увидел в ее танце, это открытие современного танца.

Изадора: Однажды Роден пришел в мое ателье, положил мне руку на шею, на грудь. Погладил меня по рукам, по бедрам, по ногам и по обнаженным ступням. Он ласкал мое тело. Его дыхание обжигало меня. Я чувствовала, что он желал меня и жизненные силы покинули меня, я накинула тунику и убежала. Как мне жаль, сколько раз я сожалела, о том что не потеряла свою девственность с богом в искусстве, о могущественный Роден!

Я никогда не отделяла свою жизнь от искусства, я хотела танцевать как дышу, как люблю, как страдаю, всем своим существом.

Док. Фильм: В своем первом турне Изадора имела оглушительный успех, который её вдохновил. Каждый вечер в Будапеште, в театре её принимала публика из народа с аплодисментами. Не только аристократы и интеллектуалы интересовались ее искусством.

Изадора: Меня всегда просили танцевать в голубой тунике, но это не было моей концепцией танца, я проводила ночи и дни в поиске движений, которые выражали бы божественные мысли. Искусство танца - это что-то очень великое и то, что я делаю, это только начало.

Женщина в голубом: Все её труды в танце были связанны с обнажением, с простотой жестов, но это обнажение не просто движение, это поиск сценического обнажения, это танец в голубой занавеске и в сопровождении пианиста, или оркестра, но без мизансцен, это простое освещение и простые занавесы. Сначала было пение, но пение в сопровождении классической музыки. Она использовала Бетховена, Брамса, Шуберта, музыка для танца не должна была соответствовать ритму земли, - это значит гравитации, которая поднимает и опускает наше тело.
 
Мужчина: Николай Альвин, мой учитель, видел Изадору Дункан, в то время ему было 20 лет. Он видел её и танцующую соло, она была на полу и медленно поднимала руки, как проходящие точки солнечного сплетения. Она подняла руки и Николай, и вся публика заплакали. В течении 20 минут. И это не вопрос техники, как это может быть? Как она это делала? Николай объяснил, что у них была невероятная страсть и совершенно невероятные эмоции. Она все сказала этим жестом.

Изадора: Единственное средство освободить танец - это восстановить его место, откуда он происходит. Нужно повернуться лицом к Греции, наконец-то я и моя семья реализуем наши мечты. В этой поездке мы словно сошли с ума от радости. Нам хотелось обнимать всех и все деревушки, и кричать, наконец-то мы приехали после всех испытаний на священную землю Эллады. Я и мой брат купили площадку для спектакля.

Диктор: Это был незабываемый спектакль, посвященный всем греческим божествам, на фоне храмов.

1907 г. Изадора принимает приглашение из Берлина вместе с труппой Лой Фюллер, - освещение направлено, возникает многоцветие, будто колышется морской цветок. Изадора ищет инструмент, который помогает вибрировать всем эмоциям.

Изадора: В этот раз я окончательно решила создать школу танца, о которой я так долго мечтала. Вместе с моей сестрой Элизабетт мы купили дом в Гринд Вальд. Мы принимали детей откликнувшихся на наше объявление.

Женщина: Анна была 6-й ученицей в школе в Гринвальде. Я встретила её, когда она уже была пожилая. Это было около 1977 года, когда она жила под Нью-Йорком, и я помогала ей просматривать мемуары. Анна с удовольствием рассказала, что её отец увидел объявление в газете об американке, которая хочет взять на обучение в школу Гринвальд девочек. Они ехали 36 часов на поезде. В школе она познакомилась с Изадорой и Гордоном Крейгом. Она прошла собеседование и поняла, что здесь началась её жизнь. Это было началом феерии и сказки.

Женщина в голубом: Мы никогда не чувствовали оторванности от родителей, и она была очень сильной, ее называли феей. Ее выступления давали возможность существовать школе. Её сестра Элизабетт занималась организацией и образованием. И всегда возвращалась с подарками для каждой девочки, она была их символической матерью.

Изадора: Я не готовила девочек к сцене, я пыталась научить их через музыку и танец выражать свою душу. Для меня это была не школа танца, а школа жизни.

Мужчина: Изадора была далека от преподавания, основной ее идеей было то, чтобы девочки научились ходить и выполнять простые задания, прежде чем преподавать что-то ещё. Мне кажется это гениальным. Я глубоко убежден, что единственный способ овладеть вниманием детей, это научить их замечать направление гравитации. Нужно, чтобы они полюбили делать то, что от природы, - до того как усложнять, нужно использовать легкие методы - направления, нюансы, качество прыжков, музыку. Она понимала все то, что преподаватели используют сегодня.

Изадора: Гордон Крейг - моя первая большая любовь, он был сыном грома, - когда два пламени соединились, мы сгорали как два костра, это была встреча двух родственных душ.

Крейг был театральным режиссером и гениальным хореографом. В газетах нас называли - две ужасные души в современном искусстве. От нашего союза родилась дочь Дирдра. О, Дирдра, чтобы твое имя, твое имя никогда не отвечало зову смерти. Я пыталась соединить мою любовь с продолжением моей карьеры. Я обожала Крейга, но его ревность не позволяла, чтобы женщина выставляла вперед свой талант. Гармония была невозможна. Наш разрыв был неизбежен. Я не могла больше не жить с ним, не жить без него.

Я всегда приезжала в Санкт-Петербург в жуткий мороз. Находясь в экипаже, запряженном лошадьми, который вез меня в гостиницу "Европа", я видела длинную процессию, из женщин и мужчин в трауре, несущих гробы. Позже я узнала, что в это черное воскресенье были расстреляны люди перед Зимним дворцом. Они только хотели хлеба, их души покоятся здесь.

На следующий день вся русская знать приветствовала маленькую, потерянную американку. Мои ноги были обнажены, я была одета в тунику, я танцевала бунт восставшего народа. В этот вечер ко мне пришли великие балерины Ксешинская, Карсавина, Павлова, - они были обескуражены свободой моего танца. У них осталось неизгладимое впечатление. В июле 1907 года я совсем одна села на корабль плывущий в Нью-Йорк, прошло ровно 8 лет, с моего отъезда отсюда. Мне было 30 лет, я была уже известна в Европе, я уже дала жизнь искусству, школе и ребенку, но в финансовом плане я была не богата, так же как и раньше. Гастроли начались очень плохо, в августе в маленьком театре, и закончились триумфом в Метрополитен в Нью-Йорке. Триумф в Нью-Йорке мне доставил огромную радость, приносящую в жизнь эмоции. Выражать всё то, что наиболее нравственно и красиво, это было основой моих танцев. Известны все движения моего танца, свободного во всех контрастах, но несущего эмоции жизни. Объяснять все, что наиболее нравственно и красиво - это миссия танцора. Этому я посвятила жизнь.

Мужчина: Был ли танец Изадоры слит с ее женской сущностью?
 
Я не знаю, её танец был высшей эстетикой. Что значит быть женщиной, негром или геем, и в этом создавать искусство? Есть искусство великое и ординарное. И она была великой танцовщицей.

Поль Жеральди (писатель): Была великая танцовщица, которую не забыли, её звали Изадора Дункан. Утром и вечером она танцевала. Затрудняюсь сказать, что значат её представления, я только писатель, это было бесподобно. У нее были длинные ноги, она входила в зал к публике, и все были в сумасшедшем восторге, она больше не останавливалась, ей аплодировали без конца, пока не закрывали дверь, так представление не заканчивалось, а сцена была нужна.
 
Док. Фильм: Изадора отныне оставалась в Париже, все восхищались ее танцами с обнаженными ногами. Кортеж отвозил ее домой. Журнал "Колетт" писал: "Она родилась, чтобы танцевать". Она танцевала, как будто умирала.

Изадора: Когда я истратила все деньги, я сказала себе, что найду миллионера, через два дня я встретила того, кто унаследовал производство швейных машин Сан Жер. 1-го мая 1910 года родился мой сын Патрик, я была счастливейшая из женщин. Мое искусство и мои двое детей уже очень восприимчивые к музыке и танцам. Сан Жер, чтобы сделать мне приятное, подарил мне замок около Парижа. Я преобразовала его в школу танцев и приняла в нее 50 учениц. Каждый день я посвящала несколько часов обучению моих учениц. Моя сила была направлена на преодоление границ и выхода в чудесное. Я даже не учила их танцевать, я открыла им путь в мысль танца и его течения, в котором они находила себя.

Женщина: Её преподавание было очень важно, она преподавала как артист, а не как педагог. Ученики следовали её примеру, имитируя её танец, и запоминали все, что могли. Она привнесла в танец новую форму и новое поколение женщин.

 ARTE France - Bel Air Media - 2008
http://vk.com/video36018247_164111879
http://vk.com/video64626964_161452147
http://vk.com/video13111880_161819988

*

..texts
http://idvm.narod.ru
http://idvm.chat.ru
http://r812.eu5.org

..index

Hosted by uCoz