isadora duncan virtual museum
end ` texts `` english ` русский

*

А.Панов ГРАДАЦИИ ИСКУССТВА
(АПОСТЕРИОРИОРНОЕ И АПРИОРИОРНОЕ)

http://idvm.chat.ru/texts/4291.htm#begin

Апостериориорное и априориорное искусство

АПОСТЕРИОРИ - (a posteriori) на основании и только из опыта.
АПРИОРИ - (a priori) независимо от опыта, изначально присуще сознанию.

4-я лекция о Метафизике

Никчемные танцы. Танцы ни о чем. Танцы перед зеркалом как способ собственного самоудовлетворения. Танцы, которые по настоящему интересны только маме и папе танцующего. Танцы анатомические, пробуждающие у зрителя соответствующие эмоции. Танцы предметные, примитивные, ритуальные, первобытные. Подобные танцы свойственны даже животным представителям фауны. Происхождение таких танцев достаточно очевидно. Порождаемые из чувственного опыта, к этому опыту они и апеллируют. Танцы феноменально АПОСТЕРИОРИОРНЫЕ, танцы не рождающие новых и не поглощающие имеющихся сущностей. Танцы, которые могут быть предметом искусства лишь условно.

Музыка, особенно классическая, безусловно, явление АПРИОРИОРНОЕ. Можно долго наслаждаться и вдохновляться звуком морского прибоя, но невозможно описать эти звуки словами или записать их в нотах. И также как в физическом мире не существует никаких идеальных окружностей, так и нет возможности услышать в природе готовую симфоническую мелодию и записать её в готовом виде на диктофон. Природа - возможный источник вдохновения, но гармонические структуры и музыкальные формы рождаются исключительно только в голове композитора, и воспринимаются затем исключительно в сознании подготовленного слушателя.

Апостериориорное искусство (и непосредственно танец) рождается, главным образом, как подражание живой природе. Такое  искусство пробуждает у зрителя те же эстетические ощущения, что и созерцание окружающей флоры и фауны. Так КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ и хореография, бальные и контемпорари танцы, индийские танцы и степ ограничиваются детализированной анатомией, прямолинейной подачей мимики и жеста, акцентированием предметных ассоциаций. Содержание фоновой музыки при этом большого значения не имеет. Только ритмическая музыкальная основа там имеет существенное значение. Априориорный танец, напротив, следует не форме, а содержанию музыки, производит принципиально новые гармонические формы, поэтому и находится в иной "весовой категории". Таким как раз и был танец Айседоры Дункан.

О вкусах не спорят, субъективные критерии у каждого свои, но Существует достаточно объективный и весьма надёжный МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Можно взять любой танцевальный номер, убрать костюмы и декорации, ВЫКЛЮЧИТЬ ЗВУК. После чего нужно попытаться распознать исходное содержание художественного произведения по представленному набору танцевальных жестов и движений. В балете и хореографии вы не сможете распознать ничего! Бессодержательное и бесконечное повторение стандартных позиций, однообразные балетные фуэте, акробатические пируэты и гимнастические прыжки. Индийские танцы имеют преимущество благодаря более насыщенной пантомиме, но ни к танцу, ни к музыке это не имеет никакого отношения. Степу музыка в принципе не нужна, поскольку он и сам есть "музыка"... хотя, послушать подобную музыку в стенах филармонии едва ли у кого-то возникнет желание.

(Продолжение следует)

См. также:

А.Панов. Метафизика эволюции (1-я лекция о Метафизике)
http://idvm.chat.ru/texts/4137.htm#begin

А.Панов. Три спички (2-я лекция о Метафизике)
http://idvm.chat.ru/texts/4289.htm#begin
http://panow.chat.ru/matches.htm#begin

А.Панов. Замысел в полифонии (3-я лекция о Метафизике)
http://idvm.chat.ru/texts/4290.htm#begin
http://panow.chat.ru/zamysel.htm#begin

А.Панов. Градации искусства (4-я лекция о Метафизике)
http://idvm.chat.ru/texts/4291.htm#begin

*

metaphysics

http://idvm.fo.ru ` http://idvm.ru.tf `
http://idvm.w.pw ` http://idvm.eu5.org `
http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru `
http://idvm.ya.ru ` http://duncanmuseum.ru.tf `
http://duncan.boxmail.biz ` http://r812.eu5.org `

© open resource

begin ` texts ` home