go to end `
english `
russian `
` ..texts
А.Панов МЕТАФИЗИКА ЭВОЛЮЦИИ
(ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ по Чарльзу Дарвину и не только)
http://idvm.chat.ru/texts/4137.htm#begin
"Как возможна метафизика как наука?"
[И.Кант]
1-я лекция о Метафизике
Люди опрометчиво считают себя самыми совершенными существами на Земле, даже не задумываясь о том, что это представление существует только в их собственной голове, и в организации окружающего нас мира никак особо не подтверждается. Необходимо выбрать хотя бы один из объективных критериев, например, такой как соответствие физической и психической организации окружающей среде, как тут же выясняется, что самыми совершенными высокоорганизованными живыми существами на Земле являются не люди, а крокодилы и черепахи. Они существовали за много миллионов лет до человека, и, скорее всего, будут существовать, когда людей на Земле совсем уже не будет. Их организация совершенна на столько, что даже нет необходимости её хоть как-то менять. Единственно, чем может отметиться человек в истории живой природы, так это уничтожением этих крокодилов и черепах, и вообще всего живого вокруг, в преддверии уничтожения самого себя.
Метафизика воспринимается в широких массах как нечто заумное и отвлечённое, хотя метафизика существует непосредственно и буквально в повседневной жизни, определяет мышление и мировосприятие каждого из нас, независимо от уровня образования и культурного развития. К сожалению, в нашей школе не преподают философию, научную этику и научную эстетику, а многие взрослые даже искренне убеждены, что дети в принципе не способны воспринимать философские категории, и не готовы к абстрактному мышлению. А ведь это отнюдь и категорически не так. Ребёнок начинает задавать философские вопросы приблизительно в 5 лет, и ему обязательно необходимо получить взвешенные и объективно обоснованные ответы. Иначе мышление его неизбежно будет сползать в мракобесие, а мировосприятие его так и останется до конца дней диким и первобытным.
Начинать же ликвидацию безграмотности необходимо непосредственно с термина "метафизика". Чукчи выделяют более сорока оттенков белого, описание которых в русском языке даже не предусмотрено. Метафизике в этом смысле повезло немного больше, и существует лишь только два кардинально несоответствующих друг другу понятия этого термина. Первое, первобытное представление о метафизике сводится к оккультизму, эзотерике и прочему мракобесию. Второе, научное, вполне правомерно можно называть метафизикой по Канту, и рассматривать как неотъемлемую часть науки философии. Дословно "метафизика" расшифровывается как нечто "находящееся за физикой", и, формально говоря, там может находиться всё что угодно, просто у одних "за физикой" находится их психические патологии, их собственная безграмотность и невежество, а у других там размещаются научные представления об идеальном и совершенном мире. Метафизика метафизике рознь.
Подобным образом "повезло" не только метафизике, самой философии тоже досталось. Для кого-то философия - это всего лишь собственная жизненная позиция, личное мировоззрение, субъективное восприятие окружающей действительности, а для кого-то это свод наиболее общих объективных законов существования мира, вне зависимости от человеческих представлений о нём, и личного отношения человека к ним. Под "молот двоесмыслия" попал и термин "идеализм", который до сих пор остаётся на службе теологии и богословия, хотя на самом деле в разговоре об идеализме правильней вспоминать как раз про мир идей, идеальное государство Платона, про математическую логику и математику, рассуждать об идеальных окружностях и об идее треугольника (чем собственно Иммануил Кант непосредственно и занимался).
Кто не знает и не рассказывает анекдотов? Но все думают, что анекдоты это нечто неподобающее из жизни простолюдинов, что-то крайне несущественное и вторичное. А ведь метафизикой анекдота интересовались даже древнегреческие философы. Анекдоты, маленькие поучительные истории, посредством многократного повторения и видоизменения приходят практически к совершенству, как по своей форме, так и по содержанию. Также происходит с частушками, сказками и с другим народным эпосом. Всё, что не зажато рамками догматики, всё что способно эволюционировать, будет изменяться и постепенно совершенствоваться. Неподготовленному человеку трудно с первого раза нарисовать идеально прямую линию, но нарисовав один раз хоть какую-либо линию, можно затем, при помощи обычного ластика, бесконечно исправлять и выпрямлять её, достигая в результате максимального приближения к идеалу.
Здесь мы закономерно приходим к вопросу об импровизации и авангардизме в искусстве. Что понимать под этим? Полностью необязательные спонтанные действия и хаотическое разрушение гармонической формы, или создание принципиально новых форм и принципиально новой гармонии? В условиях доминирования в современном искусстве "эстетики пустоты" и "эстетики мусорного бачка" возникает неизбежный вопрос о ценности вновь создаваемых эстетических продуктов. Всякий ли, кто вытащил на сцену свои собственные "скелеты" и продукты своей собственной жизнедеятельности достоин называться художником, и становиться объектом всеобщего поклонения? Да, конечно, и сценическая пауза, и пустой холст, и даже какофония могут быть частью эстетической формы, но только, когда они обусловлены художественной сверхзадачей, и находятся в чётко определённом художественном контексте.
Импровизация импровизации рознь. Айседора Дункан не импровизировала, а просто "на лету" создавала танцевальные шедевры. Моцарт не импровизировал, а просто сочинял так быстро, что зрители за ним банально не поспевали. Сочинённые композиции Моцарт, как и Дункан, не переделывали бесконечно, а в их авторстве они моментально становились метафизическим гармоническим каноном. Танец Дункан - это не импровизация, танец Дункан - это завершенный свободный пластический гармонический танец. Танец Дункан - это вообще не танец, а именно музыка движения. Возможно ли совершенствовать и развивать танец Дункан? Безусловно, возможно. Едины гармонические идеалы, но обстоятельства и художественные средства бесконечно разнообразны, и видоизменяются в процессе эволюционирования человечества. Бессмысленно изображать и воспроизводить танец Дункан вне рамок исторического музея, но и сегодня можно станцевать такой танец Дункан, который она в то время не танцевала, но который станцевала бы сегодня, живи она здесь и сейчас.
Совершенствование художественного продукта в рамках заданной гармонической формы, очевидно, важная задача, и, соответственно, не менее актуальны поиски чего-то принципиально нового, попытки создания принципиально иных и других, авангардных гармонических форм. Однако, тот же авангардизм, на самом деле, также хаоса не подразумевает. Арнольд Шенберг придумал свой уникальный гармонический строй, и даже чего-то существенного достиг в своей композиции, но это совсем не значит, что любое бездумное нажимание фортепианных клавиш может называться авангардизмом. Авангардизм авангардизму рознь. Дело не в том, задействованы ли в симфоническом произведении паровозные гудки или канализационные трубы, а дело в том, на сколько их использование уместно и необходимо в данном конкретном произведении искусства, и на сколько уникальный и ценный художественный продукт при этом создаётся.
2-я лекция о Метафизике
http://panow.narod.ru/matches.htm
http://panow.narod.ru/matches.pps
*
http://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=auto&tl=en&u=http://idvm.narod.ru/texts/4137.htm
Duncan Dance - this is not a dance, it's music of a movement.*
http://idvm.chat.ru/texts/4137.htm
http://idvm.w.pw/texts/4137.htm
http://idvm.eu5.org/texts/4137.htm
http://idvm.narod.ru/texts/4137.htm
..texts
http://idvm.narod.ru
http://idvm.chat.ru `
http://idvm.freetzi.com `
http://idvm.eu5.org `
http://idvm.w.pw `
http://idvm.ru.tf `
http://idvm.ya.ru `
http://duncanmuseum.ru.tf `
http://r812.eu5.org
..index