isadora duncan virtual museum
end ` texts `` english ` русский

Газетные старости
http://starosti.ru
http://starosti.ru/site_map.php

Г-жа Дункан, без всякого сомнения, представляет светлый и жизненный луч в сером и мертвом царстве современного балета.
[«Новое Время» (С-Петербург)]

08 марта (23 февраля) 1903 года
ЗА ГРАНИЦЕЙ
Новое слово балета
"Весь Берлин" рвется в настоящее время в новый королевский оперный театр любоваться новым оригинальным искусством созданным молодой шотландской, мисс Изадорой Дункан.
Этот что-то совсем невиданное; живые картины - не живые картины, танцы - не танцы. В то время как наши балерины танцуют под музыку или изображают картину, мисс Дункан "танцует музыку" или "танцует живопись" - как ни странно, как ни дико такое сочетание понятий.
http://starosti.ru/article.php?id=9357

05 января (23 декабря) 1905 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
"Знаменитая" босоногая танцовщица мисс Айседора Дункан, после гастролей своих в Петербурге, пожаловала в Москву. Г-жа Дункан предполагает дать в Москве два сеанса.
http://starosti.ru/article.php?id=6663

29 (16) января 1905 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
Из мира балетного
Французская танцовщица-сомнамбула Магдалина Гэ в настоящее время гастролирует в Германии, где она возбуждает интерес не меньший, чем Дункан. Она также танцует Бетховена, Шопена, Баха и др., но делает это в состоянии гипнотического усыпления. Бодрствующей подражательницей Дункан является мисс Мод Гвендолина Аллен, мимически комментирующая музыку.
http://starosti.ru/article.php?id=7670

07 февраля (25 января) 1905 года
Айседора Дункан
Вчера в зале консерватории случилось необыкновенное происшествие: публика собралась смотреть даму от Максима... от Максима Горького - "босячку" Айседору Дункан, кончиком ноги истолковывавшую прелюдии, ноктюрны, мазурки и полонезы Шопена!
Новый вид "босячества" тенденциозного, идеалом которого является "голоножие", пропагандирующее новый вид танцев, иллюстрирующих серьезную музыку - Шопена, Бетховена, Баха.
Певец босяков, описывая "босячество" подневольное, отнюдь не мечтал о том, что возможно нарождение "босячества добровольного", типа американки Дункан, у которой, кроме души, средством для восприятия и истолкования классической музыки... будет служить босые ноги. <...>
Босячка танцующая на ковру сонату или симфонию Бетховена, фугу Баха, ноктюрн Шопена - действительно курьез, и курьез из ряда вон выдающийся. <...>
http://starosti.ru/article.php?id=8054

07 февраля (25 января) 1905 года
ПО ТЕАТРАМ
Вчера в большом зале Консерватории, появилась перед московской публикой прославленная знаменитость, мисс Дункан. Она прославилась не столько талантом, сколько оригинальной манерой танцевать босиком. С таким талантом и такой манерой мисс Дункан появилась в Москве. Реклама сделала свое дело. Зал консерватории был вчера переполнен блестящей великосветской публикой. Встретили мисс Дункан скромно, но потом аплодировали, хотя трудно решить за что, - за красоту, за пластичные ли позы, которыми она иллюстрирует музыкальные произведения великих музыкальных мастеров, или же за то, что она танцует босиком, в очень легкой, почти сквозной тунике.
http://starosti.ru/article.php?id=8053

07 февраля (25 января) 1905 года
Айседора Дункан
Айседоре Дункан, представшей вчера перед московской публикой, предшествовала громкая слава:
"В Лейпциге танцевала под аккомпанемент самого Никиша".
Петербургские отзывы:
"Откровение! Новый род искусства! Мелопластика! Воскресшая Эллада!"
Реклама сделала свое дело, и большой зал московской консерватории был вчера битком. [...]
В тунике дымчатого цвета, в античной прическе, босая. И закружилась под звуки мазурки В-dur.
6 мазурок, 5 прелюдий, ноктюрн и 3 вальса. Она кружилась, взмахивала руками, нагибалась, свертывалась в клубок, замирая в позе статуи и падая, как подстреленная. [...]
Интересные два часа музыки, выразительной мимики, изящной пластики, странных прыжков, узловатых колен и красивых рук. Кошмарно, безыдейно, но волнующе и интересно.
"Это искусство или балаган?" - спросил кто-то в конце вечера.
Без сомнения это не балаган. Но искусство - ли? Que sais-je?
Что такое искусство?
Пэкъ.
http://starosti.ru/article.php?id=8050

17 (04) февраля 1905 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
Прощальный "концерт" Айседоры Дункан собрал в Солодовниковский театр еще меньшее количество публики, чем три дня назад. Вечер прошел со средним успехом.
http://starosti.ru/article.php?id=8457

07 февраля (25 января) 1906 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
В непродолжительном времени в Москве снова появится известная «босоножка»-танцовщица г-жа Дункан.
http://starosti.ru/article.php?id=2183

20 (07) декабря 1907 года
«Новое Время» (С-Петербург)
ТЕАТР и МУЗЫКА
Первый вечер г-жи Айседоры Дункан в зале консерватории собрал много публики. Артистка под музыку Глюка выступила в образе Ифигении. [...] Г-жа Дункан, без всякого сомнения, представляет светлый и жизненный луч в сером и мертвом царстве современного балета. [...]
http://starosti.ru/article.php?id=5920

31 (18) декабря 1907 года
Айседора Дункан
Представления Айседоры Дункан переносятся в ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР.
О днях будет объявлено в четверг.
Лица не желающие воспользоваться правом обмена билетов на соответствующие в Художественном театре, благоволят получать деньги обратно.
http://starosti.ru/article.php?id=6441

22 (09) января 1908 года
Дункан
Как нам передают, Айседора Дункан предполагает остаться у нас на более продолжительное время. Дело в том, что ее приглашают стать во главе класса пластики в школе при Художественном театре. Если г-жа Дункан согласится принять это предложение, она будет постоянно жить в Москве.
По всем вероятиям, в текущем сезоне состоятся еще два представления г-жи Дункан. Предполагается устроить их в конце будущей недели в Художественном театре.
http://starosti.ru/article.php?id=7320

26 (13) марта 1908 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
В Никитском театре вчера состоялся первый из двух назначенных на нынешней неделе «сеансов» пресловутой «босоножки» Айседоры Дункан. В публике, почти наполнившей театр, преобладала учащаяся, даже совсем юная, молодежь. Из Москвы Айседора Дункан едет пленять Одессу и Киев.
http://starosti.ru/article.php?id=10159

16 (03) апреля 1908 года
Скандал в театре
ОДЕССА, 2, IV. Вечером в Сибиряковском театре во время первой гастроли Дункан персидский консул Иван Зайченко кастетом ударил по голове популярного в Одессе журналиста врача Ценовского, который в открытом письме, напечатанном в «Одесских Новостях», обвинял Зайченко в том, что он сманивал и соблазнял подростков-гимназисток. Зайченко совершил насилие, будучи в консульской форме. Публика с негодованием отнеслась к его поступку. Молодежь набросилась на Зайченко. Его оградили от насилия полицейские. Ценовскому выражены соболезнования. В бессознательном состоянии в карете Ценовский был доставлен на станцию «скорой помощи».
http://starosti.ru/article.php?id=11104

23 (10) мая 1908 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
В закрытом театре «Эрмитаж», в концертном отделении, со вчерашнего дня выступают подражательницы Дункан, шесть босоножек-американок, которые, кроме танцев, еще и поют. Оригинальный и интересный номер имеет большой успех у публики.
http://starosti.ru/article.php?id=12663

12 января (30 декабря) 1909 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
Интернациональный театр
Французской труппой Михайловского театра, приезжающей на вторую и третью неделю Великого поста в Москву, будет поставлен, между прочим, «Сирано де-Бержерак».
Предполагавшиеся на пятой и шестой неделях поста вечера знаменитой «босоножки» Дункан переносятся на Фомину неделю. [...]
http://starosti.ru/article.php?id=17587

09 февраля (27 января) 1909 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
Айседора Дункан
На Пасху Художественный театр снят для спектаклей-вечеров знаменитой «босоножки» миссис Айседоры Дункан, которая в последнее время с большим успехом гастролировала в Париже, где танцевала вместе со своими юными воспитанницами, прозванными в Петербурге «дунканятами».
http://starosti.ru/article.php?id=17957

04 апреля (22 марта) 1909 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
Кроме уже известных публике «Ифигении» Глюка и интерпретации Бетховена и Шопена, Айседора Дункан посвятит одну из своих предстоящих вскоре гастролей еще неизвестным в России «танцам под историческую и современную музыку», которые танцовщица с таким успехом исполнила недавно в Париже.
http://starosti.ru/article.php?id=18652

13 апреля (31 марта) 1909 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
Айседора Дункан
Вчера в Художественном театре состоялась гастроль Айседоры Дункан. Была исполнена «Ифигения в Авлиде» Глюка. Дункан пользовалась колоссальным успехом: публика прямо неистовствовала. На bis «знаменитая босоножка» танцевала Шуберта и Шопена.
Сегодня состоится вторая гастроль А.Дункан, которая выступит с новой для Москвы программой - «Старинные и современные танцы».
http://starosti.ru/article.php?id=18764

27 (14) апреля 1909 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
Нам передают по телефону из Петербурга:
Сегодня в Малом театре во время танцев Айседоры Дункан на музыку Шопена в одной из боковых лож все время раздавался смех и громкие разговоры.
Айседора Дункан вдруг остановила оркестр и с нескрываемым раздражением обратилась к публике на французском языке приблизительно с такими словами:
- Я ничего не имела бы против того, если бы публика мешала танцевать мне, Дункан, но когда публика мешает Шопену, то я должна протестовать.
Театр притих, а по окончании сеанса устроил артистке шумную, долго несмолкавшую овацию.
http://starosti.ru/article.php?id=18948

15 (02) октября 1909 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
В театре С.Ф.Сабурова начинаются сегодня гастроли варшавской танцовщицы Стефании Домбровской. Мы уже сообщали, что эту юную талантливую ученицу Айседоры Дункан сопровождает к нам из Варшавы громкая молва о необыкновенном изяществе и красоте ее искусства.
http://starosti.ru/article.php?id=21178

05 декабря (22 ноября) 1909 года
Мод-Аллан
Из Петербурга нам телефонируют, что вчера в субботу, в большой зале консерватории состоялась первая гастроль английской танцовщицы Мод-Аллан. Публика встретила гастролершу холодно, но скоро ее танцы вызвали большой интерес и в результате - бисы без конца. В смысле музыкальном танцы Мод-Аллан не уступают танцам Айседоры Дункан.
http://starosti.ru/article.php?id=21922

01 ноября (19 октября) 1911 года
Московскiя вести.
 Вчера в Большой зале консерватории Э.И.Рабенек дала первый вечер художественных танцев. По типу своих танцев (большей частью на очень хорошую и хорош исполненную музыку) г-жа Рабенек идет по стопам Айседоры Дункан. И если в ее искусстве нет ни той яркой индивидуальности, ни того чарования  первого, большого, как у Дункан, то все же она умеет дать немало ласкающего глаз, изящного. Много своего внесло вчера участие учениц школы г-жи Рабенек, благодаря которому явилась возможность внести в программу не только «танцевальные арии», но и танцевальные ансамбли. Довольно многочисленная публика хорошо принимала исполнителей.
http://starosti.ru/archive.php?m=11&y=1911

31 (18) августа 1912 года
У А.П.ПАВЛОВОЙ.
 — Давно вы не видели Айседору Дункан, вы ведь так увлекались «дунканизмом».
 — Я ее очень давно не видела, она точно пропала. Ее последовательницу-же, мисс Мод Аллан, делавшую года четыре тому назад полные сборы в моем-же «Паласе» и, кажется не имевшую никакого успеха в Петербурге, совсем более не приглашают: «дунканизм» вышел из моды и публика увлекается теперь характерными и старо-классическими танцами.
http://starosti.ru/archive.php?y=1912&m=08&d=31

01 января (19 декабря) 1913 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
Гастроли Айседоры Дункан.
 Вчера открылась продажа билетов на гастроли А.Дункан в Москве, которые состоятся 11 и 18 января в театре Зимина. В Петербурге в первый день продажи билетов было распродано на 8 тысяч.
http://starosti.ru/archive.php?m=1&y=1913

24 (11) января 1913 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
А. Дункан в „Летучей мыши".
 На вчерашнем спектакле в «Летучей мыши» среди обычных гостей из артистического мира Москвы присутствовала только что прибывшая из-за границы Айседора Дункан.
 Артистку, конечно, по обычаю «Летучей мыши», «чествовали».
 Она отплатила публике любезностью, - протанцевала вместе с Балиевым ... вальс.
 Едва ли нужно говорить, какое оригинальное сочетание представила эта пара — пластичная присяжная артистка-танцовщица и мешковатый хозяин «Летучей мыши».
http://starosti.ru/article.php?id=35243

25 (12) января 1913 года
Айседора Дункан.
 Волшебница, вызвавшая такой резкий переворот в нашем хореографическом искусстве, вернулась к нам опять после пятилетнего промежутка времени.
 Громадный зал Солодовниковского театра, несмотря на безумную дороговизну мест, был переполнен.
 И она выступила – отяжелевшая, чрезвычайно обнаженная – и внесла в зал струю горького разочарования.
 По временам только отдельными искорками проскальзывало прежнее обаяние и тотчас тонуло в однообразии и тягучести общего исполнения.
 С.С.М.
http://starosti.ru/article.php?id=35261

27 (14) января 1913 года
К гастролям А.Дункан.
 В программу второго вечера Айседоры Дункан войдут четыре песни Рихарда Вагнера - «Смерть Изольды» из «Тристана и Изольды» и «Вакханалия» из «Тангейзера». Успех первого вечера (прошедшего с аншлагом) и ограниченное количество билетов, оставшихся на второй, побуждает г. Резникова объявить третий вечер на 25-е января, в котором г-жа Дункан исполнит «Ифигению в Авлиде» Глюка в сопровождении хора и оркестра оперы Зимина. В виду настойчивых требований публики, г-жа Дункан согласилась также исполнить в этот вечер вальс Штрауса «Дунайские волны», который имел такой колоссальный успех в предыдущие ее приезды в Москву.
http://starosti.ru/article.php?id=35295

01 февраля (19 января) 1913 года
Третий вечер Айседоры Дункан в Большом зале консерватории вчера, 22-го Января.
 На этот раз хореография дружно сочеталась с элоквенцией и вокальным искусством. Профессор Зелинский красноречиво превозносил идею воссоздания древнеro искусства и провел параллель между исканиями Беклина в живописи, Ницше—в философии, Вагнера—в музыке и Дункан в пластике, а хорь Архангельского замечательно стройно звучал за кулисами.
 Главную часть программы составила «Ифигения» Глюка. Начало ее лирическое и по преимуществу жизнерадостное.
 Здесь особенно оригинально выглядят игры халкидских девушек.
 Дункан с замечательной непринужденностью, лежа на полу, изображает перебрасывание мячика.
 Что касается танцев «девушек», то они достаточно однообразны и стиль их, повидимому, выражается в эластичных движениях кистей рук.
 Вторая часть—мрачная. Готовится жертвоприношение. Скифский танец—характерен, дик. Кто-то заметил, что Дункан здесь выглядит мужчиной: до того энергичны ея движения.
 Весьма оригинальна заключительная пляска—триумфа. Артистка здесь выступает увенчанная пальмами и лицо ее сияет; блеск очей поразительный.
 Но особенно понравились публике танцы под музыку Шуберта, Брамса и Штрауса.
 В движениях Дункан столько здесь было нюансов, как будто она сливалась с музыкою. И сколько настроений, переживаний: то грезы, то мольбы, то упоение счастливой матери. Последний этюд г-жа Дункан изображает почти исключительно мимически, без лишних жестов; но она ясно говорить: дитя мое, как ты прекрасно.
 После окончания программы (финальный нумер—Marche militaire Шуберта) публика прямо не хотела отпускать артистку со сцены.
 Да, идея и танцы Дункан увлекательны!
К-рин.
http://starosti.ru/archive.php?m=2&y=1913

07 февраля (25 января) 1905 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
Айседора Дункан
 Вчера первый вечер знаменитой танцовщицы. Благотворительная цель достигнута. Большой зал консерватории переполнен избранной публикой. <...> Впечатление смешанное. Мнения разделяются. Одни в восторге от естественно пластики, другие сомневаются в нормальности американской гостьи. <...>
http://starosti.ru/article.php?id=8047

16 (03) февраля 1913 года
ТЕАТР и МУЗЫКА
 Айседора Дункан выступила с громадным успехом в Одессе, где, как нам телеграфируют, пришлось вечер повторить 2-го. После Одессы г-жа Дункан посетит Киев и Харьков, затем даст прощальный вечер в Москве 11-го и еще один в Петербурге - 14-го, после чего уедет в Берлин. По всей вероятности, это будет последним выступлением г-жи Дункан в России, так как талантливая танцовщица намерена посвятить себя возрождению античной драмы с хором-0танцам в специально строящемся для нее театре в Париже.
http://starosti.ru/article.php?id=35609

13 июля (30 июня) 1913 года
Айседора Дункан.
 Военный корреспондент «New-York Herald’а» случайно набрел около Сантикаранта, в Эпире, на колонию Айседоры Дункан.
 Знаменитая артистка, после трагической гибели ее детей в Париже, бросила, как известно, подмостки и школу танцев, которую она основала, и отправилась на Балканы поморгать пострадавшим от войны.
 — Над воротами старинной средневековой крепости развивается американский флага, - рассказывает корреспондент. – Тут до войны была деревушка, теперь разрушенная. Айседора Дункан пришла сюда помочь народу, танцы которого она прославила на весь мир.
 В Сантикаранта Дункан закупила все необходимое для разоренных жителей деревни. Были разбиты палатки, и колония зажила трудовой, чисто-американской жизнью. Мужчины строят жилища, женщины и девушки ткут материи, а для детей, которых набралось немало и из соседних деревень, в большой палатке устроена школа. Они проводят там день под руководством учительницы-гречанки.
 Айседора Дункан и сама занята целый день. Она наблюдает за всеми работами, входит во все мелочи жизни колонии, и крестьяне-греки относятся к ней с необычайной любовью и уважением.
http://starosti.ru/article.php?id=37427

07 августа (25 июля) 1913 года
Случай с Айседорой Дункан.
 Нам сообщают из Парижа, что знаменитая танцовщица Айседора Дункан едва не сделалась жертвой автомобильной катастрофы.
 Дункан давно интересовалась античным театром в Оранже, где сейчас идут спектакли труппы парижской «Com?die fran?aise», с Мунэ-Сюлли во главе.
 Дункан выехала из Шамбери в Оранж на автомобиле с своим братом. Они рассчитывали прибыть на, место, в 4 часа пополудни, но по дороге что-то в моторе испортилось, и им пришлось провести нисколько часов в поле, пока автомобиль не был исправлен.
 В 8 час. вечера автомобиль снова тронулся в путь.
 Было уже темно. Неподалеку от Монтрагона вдруг послышался сильнейший треск.
 Шоффер немедленно остановит мотор.
 Айседора Дункан выскочила из автомобиля.
 Оказалось, что они стоять на мосту, перекинутом через какую-то речку.
 Автомобиль, проезжая через мост, налетел на перила и снес их.
 Два передних колеса уже висели над водой, и лишь быстрая остановка мотора спасла путников.
 С невероятными усилиями Айседоре Дункан, брату ее и шофферу удалось приподнять автомобиль и перевести через мост.
 В Оранж Дункан прибыла в 11 час. вечера и немедленно отправилась | в театр, где в это время шел третий акт «Андромахи».
 Весть о едва не разразившейся катастрофе быстро разнеслась по театру.
 В антракт в ложу к артистке явились представители художественного и артистического мира с выражением своей радости по поводу ее спасения.
http://starosti.ru/article.php?id=37726

23 (10) ноября 1913 года
В Мюнстере (Вестфалия) танцы Айседоры Дункан признаны безнравственными и не были разрешены.
http://starosti.ru/archive.php?y=1913&m=11&d=23

*

САМАРА

В мае 1924 года Айседора Дункан поехала в гастрольное турне по России.
19 июня 1924 года. Лето 1924 года... Самарская губерния только оправляется от страшного голода. В Поволжье разруха, эпидемии, безработица. В Самаре орудуют вооруженные до зубов банды налетчиков. Удивительным на этом фоне представляется приезд в город великой американской танцовщицы.
19 июня в Самарском городском театре состоялось единственное выступление Айседоры Дункан с участием пианиста Марка Мейчика. Каким оно было? В газете «Коммуна» (такое название тогда носило наше издание) был напечатан отзыв об этом выступлении: «Танцы А.Дункан - это чистая пластика, но пронизанная мыслью и чувством. Айседора Дункан дает бесконечный ряд чудесных статуй, то и дело напоминая античные изваяния. Но это - бесподобная и живая статуарность, этот мрамор - теплый, ожившая Галатея».
Самара была первой в списке городов на последних в России гастролях великой танцовщицы. Вернувшись в Москву, Дункан дала серию прощальных концертов в Камерном театре. А потом сказала, что ненадолго уедет из России...
Газета "Волжская коммуна". 2014
Подготовил Вадим Карасев 25.08.2011
http://vkonline.ru/toprint/125258.html

Летом 1924-го Айседора Дункан выдающаяся американская танцовщица, жена Сергея Есенина, впервые посетила Самару. Газета "Коммуна" восторженно отозвалась о ее концерте: "Танцы А.Дункан - это чистая пластика, но пронизанная мыслью и чувством. Айседора Дункан дает бесконечный ряд чудесных статуй, то и дело напоминая античные изваяния. Но это - бесподобная и живая статуарность, этот мрамор - теплый, ожившая Галатея". Спустя шесть лет состоялось второе выступление в нашем городе знаменитой танцовщицы. Программу составили танцы на музыку Шуберта, Шумана. Успех был огромный. Студия А.Дункан выступала в госцирке, а также на площадях и улицах.
http://www.vkonline.ru/content/view/11326/3-avgusta

*

http://www.rvb.ru/remizov/ss10/02comm/513.htm
С. 110. ...еще раз однажды увижу В. В. таким ~ на представлении «Ночных плясок» Ф. К. Сологуба в зале Павловой... — Речь идет о драматической сказке Ф. Сологуба «Ночные пляски», поставленной Н. Евреиновым при участии известных литераторов и художников. Спектакль был показан дважды: 9 марта на сцене Литейного театра и 20 марта 1909 г. в зале А. Павловой на Троицкой ул. Подробнее см.: Высотская О. Мои воспоминания / Публ. и примеч. Ю. Галаниной, Н. Панфиловой и О. Фельдмана // Театр. 1994. № 4. С. 81, 95. Ремизов намекает на «Пляски двенадцати королевен-босоножек в подземном царстве», поставленные М. Фокиным в духе хореографии Айседоры Дункан, которые дали повод некоторым строгим критикам позлословить на тему безнравственности современного искусства. В своих мемуарах исполнявшая роль «двенадцатой королевны» Н. В. Крандисвская-Толстая вспоминала, как Сологуб уговаривал ее принять участие в хореографическом номере: «Не будьте буржуазкой, <...> вам, как и всякой молодой женщине, хочется быть голой. Не отрицайте. Хочется плясать босой. Не лицемерьте. Берите пример с Олечки Судейкиной. Она — вакханка. Она пляшет босая. И это прекрасно» (Прибой. Сборник произведений ленинградских писателей. Л., 1959. С. 3). Розанов зафиксировал впечатления от этой постановки в «Опавших листьях»: «Был сологубовский вечер, с плясовицами (“12 привидений”?). Народу тьма. Я сидел в ряду 16-м, воспользовавшись, что кто-то не идел в ряду 3-м, к последнему действию перешел туда. Рядом дама лет 45. Так как все состояло не из “привидений”, а из открытых “до-сюда” актрис, то я в антракте сказал полу соседке, а отчасти “в воздух”: — Да, над всем этим смеются и около всего этого играют. А между тем как все это важно для здоровья! То есть чтобы все это жило — отнюдь не запиралось, не отрицалось — и чтобы все около этого совершилось вовремя, естественно и хорошо» (Уединенное. С. 355). Самому Ремизову в этом спектакле досталась роль «Кошмара» (См.: Мышкина дудочка. С. 45—46).
[РВБ: А.М. Ремизов. Собрание сочинений в 10 томах. ]

http://www.rvb.ru/ivanov/lv_ivanova/01text/02.htm
Консерватория одно время даже раскололась на две, и я была ученицей в одной и преподавательницей в другой половине. Жил в Баку некоторое время Глиэр, которого азербайджанское правительство выписало в надежде создать тюркскую национальную оперу.
Были интересные гастроли. Из них запомнились мимолетный концерт двух молоденьких, начинающих артистов: Горовица и Мильштейна. Я была в восторге от Горовица, а мне говорили: «Не увлекайтесь, он продержится два или три года; он кокаинист».
В опере стареющая Айседора Дункан танцевала нам «Интернационал» при кроваво-красном освещении. Мы смотрели из литерной ложи, и мне это запомнилось, как danse macabre.
[РВБ: Л.В. Иванова. Воспоминания. Книга об отце.]

* *

Гастроли Айседоры Дункан в Солодовниковском театре.
 1. Айседора Дункан.
 2. Танцы Айседоры Дункан.
 3. Танцы Айседоры Дункан с ее малолетними питомицами.
ЖУРНАЛ «ИСКРЫ», № 2, Воскресенье, 13 января 1913 г.
 Иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал с карикатурами.
 Выходит еженедельно при газете «Русское Слово».
 Издатель Т-во И. Д. Сытина. Редактор Ф. И. Благов.
 Типография Т-ва И. Д. Сытина, Москва, Пятницкая ул., свой дом.
http://www.odin-fakt.ru/iskry/glava_francii__02_1912/
http://www.odin-fakt.ru/upload/ISKRY/1913/1913_02/SWScan00297_800.jpg
 Isadora dancing with  her underage pets
http://4.bp.blogspot.com/-6UjLRpxOJP0/VKWbJzFxY9I/AAAAAAAAAMk/8pv4MJOLylk/s1600/SWScan00297_800811.jpg
 The dances of Isadora Duncan
http://3.bp.blogspot.com/-MJt3nMei5H8/VKWaoBIUaGI/AAAAAAAAAMc/lY-diuJlurw/s1600/SWScan00297_800810.jpg
 Isadora Duncan's perfomances at the Solodovnik Theatre. Iskry magazine, 1913.
http://2.bp.blogspot.com/-5cjLAclq38g/VKWZfDO5fyI/AAAAAAAAAMU/r_LKkLFw0fc/s1600/SWScan00297_8008.jpg
 The legend of Isadora Duncan
http://thelegendofisadora.blogspot.ru/2015/01/isadora-duncans-perfomances-at.html
 According to "Moscowskie starosty" Isadora Duncan's perfomance at the Solodovnik Theatre greatly disappointed the audience and,supposably, Duncan herself. The journalists called her dancing as "monotonous and viscous",also noting her plump figure and excessive nudity.

*

Храм Христа Спасителя

Анатолий Мариенгоф. «Роман без вранья»
 В своем «Романе без вранья» Анатолий Мариенгоф написал:
 «Луначарский обещал Айседоре «храм». «Она приехала в Советскую Россию только потому, что ей был обещан… храм Христа Спасителя. Обычные театральные помещения больиле не вдохновляли Дункан… Пресыщенная зрителем (к слову: cтавшим на Западе менее восторженным), она жаждала — прихожан…
 Соблазненная храмом Христа Спасителя, Айседора Дункан не то что приехала к нам, а на крыльях, как говорится, прилетела.
 И… очень рассердилась: очаровательный нарком надул ее. Вероятно, потому, что слишком смело, без согласования с Политбюро, раздавал храмы танцовщицам.
 Я потом весело сочувствовал Айседоре:
 — Ах, бедняжка, в Большом театре приходится тебе выступать!»
 Не могу сказать о храме Христа Спасителя, но Ливадийский дворец обещали, это точно. Есть об этом свидетельство Ирмы Дункан:
 «В 20-е годы в Лондоне находилось торговое представительство Советской России, которое возглавлял Леонид Красин, один из самых культурных и симпатичных большевистских лидеров. Прослышав, что всемирно известная танцовщица интересуется новым Российским государством, он пошел на один из ее концертов в театре принца Уэльсского. Случилось так, что в тот вечер среди прочих вещей Чайковского она танцевала «Славянский марш» в сопровождении Лондонского симфонического оркестра. Красин, как и все русские революционеры до и после него, кому удалось увидеть эту потрясающую лаконичную танцевальную новеллу об угнетении и освобождении славян, не мог сдержать слез.

Луначарский: "Танцы в храме? Да пожалуйста".
http://bump.ru/page/adaptive/id31258/blog/381350/
 Айседоре Дункан, которая в 45 лет вышла за 27–летнего Есенина, а в свой юбилей трагически погибла, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Произошло это в Ницце.
 Айседора Дункан прославилась тем, что придумала новый танец, который она исполняля босиком в греческом хитоне. Танец публике нравился и она решила обучать других. Для этого она отправилась в Грецию и стала строить первую танцевальную школу. Потом таких школ стало больше и сегодня существует целая сеть Дункан.
 А тогда в далёкую послереволюционную россию ее привлекло приглашение Министра культуры. Луначарского. Вот как это описывает Анатолий Мариенгоф: "Она приехала в Советскую Россию только потому, что ей был обещан... храм Христа Спасителя. Обычные театральные помещения больше не вдохновляли Дункан. Дух великой босоножки парил очень высоко. Она хотела вдыхать не пыль кулис, а сладчайший фимиам. И обращать взор не к театральному потолку, а к куполу, напоминающему небеса. Пресыщенная зрителем — она жаждала прихожан.
Огромный, но неуклюжий храм Христа у Пречистенских ворот ей где–то за границей лично преподнес на словах наш очаровательный народный комиссар просвещения.
 Соблазненная храмом Христа Спасителя, Айседора Дункан не то что приехала к нам, а на крыльях, как говорится, прилетела.
 И очень рассердилась: очаровательный нарком надул ее. Вероятно, потому, что слишком смело, без согласования с политбюро, раздавал храмы босоножкам.
 Я потом весело сочувствовал Айседоре:
 — Ах, бедняжка, бедняжка, в Большом театре приходится тебе танцевать! Какое несчастье!
https://politota.dirty.ru/lunacharskii-tantsy-v-khrame-da-pozhaluista-419913/

Для танцевальных опытов и обустройства грандиозной школы танца ей поначалу был обещан… храм Христа Спасителя. Святое место для русского человека должно было стать языческим капищем, местом радений босоногих вакханок. [Куняев]

*

Вечер «Танцы революции» при участии Ирмы Дункан и Айседоры Дункан.
РАБОТНИКИ ЮСТИЦИИ-МОПР’У. 5 октября 1924 г.
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР, ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР 23.
ОДИН ВЕЧЕР ТАНЦЫ РЕВОЛЮЦИИ ПРИ УЧАСТИИ Ирмы ДУНКАН и ДЕТЕЙ ШКОЛЫ Айседоры ДУНКАН
 1) Ирландская революция: "Революционный гимн", "Народная пляска".
 2) Французская революция: "Марсельеза", "Карманьола".
 3) Русская революция: "Смело товарищи в ногу", "Раз, два, три", "Молодая гвардия", "Кузнецы", "Дубинушка", "Варшавянка (в память 9 января 1905 г.), "Юные пионеры", "Замучен тяжелой неволей", "Интернационал".
http://www.togdazine.ru/article/413

Знаменитая «босоножка» Айседора Дункан».
 В 1908 году в очередной раз состоялись гастроли Айседоры Дункан. «Мимическое, скажем даже драматическое содержание своего танца она черпает из впечатлений музыки, его сопровождающей...
 В изображении душевных настроений Дункан выходит из пределов реалистического движения. Ее танец, освобожденный от стеснений одежды, вольный, широкий бег, ей не свойственен прыжок, один из главных элементов классических балетных танцев, или движения на носке, подчиняющие весь корпус балерины, голову, руки — законам особого равновесия, голова Дункан свободно отбрасывается назад или наклоняется вперед, кисти рук, не зависимые от общего движения, руки живут самостоятельной, выразительной жизнью... Ее психологическая стихия — радость, легкое опъянение весенним солнцем, свободным бегом, ветерком, играющим складками туники. В ней что-то буколическое. Нет ни трагедии, ни эротики» — так писал Андрей Левенсон.
 Принимая во внимание эту рецензию на выступление Дункан, небезынтересно познакомиться с высказываниями самой танцовщицы. Впоследствии, в 20-х годах хх века Айседора Дункан создает школу для детей России, располагавшуюся по старинному московскому адресу: Пречистенка, 20. Для этой школы Дункан разрабатывает целую программу для музыкального воспитания детей, основные положения которой можно изложить так: «Изучайте движение земли, движения растений и животных, движение ветра и волн и затем изучите движения ребенка. Вы заметите, что естественное движение всегда берет свое начало внутри и стремится вылиться наружу. Я считаю, что музыка является самым могущественным средством при воспитании детей. К сожалению, лишь весьма немногие воспитатели понимают влияние музыки на бессознательное детство. Цель школы — вести душу ребенка к источнику света». (Из вкладыша программы выступления Дункан, Москва, 1921 год).
Программа вечера Дункан:
 Вступительное слово А.В.Луначарского
 Интернационал
 Чайковский «Симфония №6» — исполняет А.Дункан
 Чайковский «Славянский марш» — исполняет А.Дункан
 Интернационал — исполняет А.Дункан
http://family-values.ru/istoricheskii_vzglyad/teatralnaya_afisha_3682.html


*

 Дункан, А. Моя жизнь / пер. Я. Яковлева. М.: Федерация; Артель писателей «Круг», 1930. 1 л. фронт., XII, 300 с., 4 л. ил. 19,5 х 13,5 см. В современном цельнокожаном переплете, в футляре. Золототисненая дублюра, муаровые форзацы. Реставрация контртитула, загрязнения страниц. Одна из вклеек выполнена владельцем в вольной манере: на лист наклеена газетная фотография, сделанная в школе Дункан.
 «Вскоре директор принес мне контракт на поездку в Россию. Петербург находится всего лишь в двух днях пути от Берлина, но с момента переезда границы попадаешь точно бы в совершенно иной мир. Начиная отсюда, страна погружена в великие снежные равнины и громадные леса. Снег, такой холодный - сияющие, безмерные пространства - казалось, охладили мой раскаленный мозг.
 Гейнрих! Гейнрих! Он остался позади, там, в Гейдельберге. А я была здесь, отдаляясь от него все дальше в страну безграничной холодной белизны, нарушаемой лишь жалкими избами, в замерзших окнах которых мерцал тусклый свет».
http://www.litfund.ru/auction/10s2/151/
http://www.litfund.ru/images/lots/10s2/10s2-151-C3053915.jpg
http://www.litfund.ru/images/lots/10s2/10s2-151-C3053916.jpg
http://www.litfund.ru/images/lots/10s2/10s2-151-F3053971.jpg

*

http://idvm.jimdo.com ` http://idvm.fo.ru ` http://idvm.ru.tf `
http://idvm.w.pw ` http://idvm.netfast.org ` http://idvm.freevar.com ` http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru `
http://duncanmuseum.ru.tf `
http://duncan.boxmail.biz ` http://r812.eu5.org `

© open resource

begin ` texts ` home