english ` russian ` ` ..texts

Айседора Дункан и классический балет

http://idvm.eu5.org/texts/259.htm
http://idvm.chat.ru/texts/259.htm
http://translate.google.com/translate?sl=ru&tl=en&u=http://idvm.narod.ru/texts/259.htm(english)

http://ru.wikiquote.org/wiki/Айседора_Дункан
http://greatwords.ru/author/aysedora-dunkan.html
http://fotki.yandex.ru/users/idvm/album/106167/

Айседора Дункан О КЛАССИЧЕСКОМ БАЛЕТЕ

Ваш классический балет несёт фальшивые позы и уродливые движения. - Танец - не случайное сочетание нескольких искусственных движений. Ходит ли кто-нибудь в жизни на пуантах или поднимает ногу выше головы?! Всё это неестественно и, следовательно, некрасиво и надуманно. Всё зло в условностях, придуманных обществом, в жизни и на сцене.

Что говорят вам эти механические и бесстрастные движения? Они не только не выражают эту музыку, они не выражают ничего вообще.

Самое ужасное в балете - это попрание ритма движений, их отрывочность. Танцор делает свой номер, начинает и кончает его без перехода в другой, без гармонии с прочим.

Когда учитель приказал мне подняться на цыпочки, я спросила его, зачем и, выслушав ответ («Потому что это красиво»), возразила, что это безобразно и неестественно, и после третьего урока покинула класс, чтобы никогда туда больше не возвращаться. Напряженная и вульгарная гимнастика, которую он называл танцем, только смущала мои грезы.

Балетная школа учила, что источник движения находится посередине спины, у основания позвоночника. «От этой оси, – говорит балетмейстер, – должны свободно двигаться руки, ноги и туловище, наподобие марионетки. В результате этого метода мы имеем механические движения, недостойные души».

Мои взгляды не позволяли мне соприкасаться с балетом, так как каждое его движение оскорбляло мое чувство красоты, а создаваемые им воплощения казались механическими и вульгарными.

Мои идеалы делали для меня невозможным участие в балете, каждое движение которого шокировало меня и шло вразрез с моим чувством прекрасного, его выразительные средства казались мне механическими и вульгарными.

На следующий день меня посетила очаровательная маленькая женщина в соболях, с жемчугом на шее и с бриллиантами в ушах. К моему удивлению, она оказалась знаменитой балериной Кшесинской. Она явилась, чтобы приветствовать меня от имени русского балета и пригласить на вечерний парадный спектакль в Опере. В Байроте я привыкла к холодному и враждебному отношению балета, который дошел до того, что усыпал ковер мелкими гвоздями, изранившими мне ноги. Такая разница отношения приятно поразила меня.

Я вpаг балета, котоpый нахожу лживым и возмутительным искусством, пожалуй, даже считаю его лежащим за пpеделами искусства вообще.

На следующий день я снова встала в восемь часов утра, неслыханное для Петербурга время, чтобы посетить Императорское балетное училище Там я увидела ряды маленьких девочек, повторяющих все те же мучительные упражнения. Они часами стояли на пуантах, словно жертвы жестокой и никому не нужной инквизиции. Громадные пустые танцевальные залы, чуждые красоты и вдохновения, с единственным украшением на стенах в виде царского портрета, были похожи на комнаты пыток. Я пришла к глубокому убеждению, что Императорское балетное училище враждебно природе и искусству.

Театр Станиславского восхитил меня в такой же мере, в какой ужаснул меня балет.

Несмотря на краткость моего пребывания в России, я произвела значительное впечатление и возбудила много споров. Между одним фанатичным балетоманом и дункановским поклонником даже состоялась дуэль. С этого времени русский балет стал пользоваться музыкой Шопена и Шумана и надевать греческие костюмы, а некоторые балерины доходили даже до того, что снимали чулки и туфли, танцуя босоножками.

Предполагая основать школу в Петербурге, я снова отправилась туда в январе 1907 года в сопровождении Елизаветы и двадцати маленьких учениц. Опыт не имел успеха. Хотя публика сочувственно встречала мой призыв к возрождению настоящего танца, Императорский балет слишком прочно укоренился в России, чтобы можно было думать о переменах.

Я повела своих маленьких учениц посмотреть на упражнения детей в балетном училище, и последние отнеслись к нам, как канарейка в клетке относится к ласточкам, летающим на свободе. Но в России не настал еще день для проповеди свободных движений человеческого тела. Балет, бывший истинным выражением сущности царизма, увы, все еще существует!

*

О КЛАССИЧЕСКОМ БАЛЕТЕ

Уже в юные годы девочка отвергала строгие каноны классического балета, стремясь в танце к естественности. Не стала учиться балету, назвала его «безобразным и неестественным». «Я враг балета, который нахожу лживым и возмутительным искусством, пожалуй, даже считаю его лежащим за пределами искусства вообще», – писала она. Балет закрепощает человека, превращает в автомат, отрывая от всего естественного и живого.

Классический балет ее возмущал: набор стандартных заученных вращений и прыжков, жестко фиксированные позиции - всё это так далеко от реальности! Подумайте: балерина обязана танцевать только с прямой спиной. А как же, например, выразить горе, которое пригибает нас к земле? Нет, тело должно быть раскрепощено: именно оно должно выражать любовь и печаль, восторг и трагедию - так, как это бывает обычно в жизни.

Резких движений следовало избегать. Само туловище должно было тоже быть гибким и продолжать движение ног, а не обрывать его, как это иногда делается в балете, из-за чего танцовщики выглядят марионетками на шарнирах.

Г-жа Дункан, без всякого сомнения, представляет светлый и жизненный луч в сером и мертвом царстве современного балета. Дункан танцует естественно, просто, как танцевала бы на лугу, и всем своим танцем борется с обветшавшими формами старого балета.

Понимание танца, как своеобразного вида искусства, стало определением этой деятельности. Не танцы под музыку, не демонстрация своих физических возможностей, как в цирке или в классическом балете, не самоуглубленный танец ритуального свойства, а танец самой музыки в слиянии изобразительных, музыкальных и пластических форм.

Ее жизнь была посвящена развитию естественных форм танца, в которых танцовщица - освобожденная от искусственных позиций и костюмов классического балета - создавала свои движения, вдохновляясь морскими волнами, раскачивающимися деревьями, полетом птиц. Ее искусство опиралось на позы, запечатленные на греческих вазах... Еще одним источником ее вдохновения являлась музыка, которую она воспринимала с интуитивной чуткостью.

У Дункан были ученицы, перенявшие ее манеру и репертуар, были подражательницы, исполнявшие танцы в ее вкусе. Но важнее было другое - Дункан указала путь тем, кто искал новых форм телесной выразительности. Перед танцем открылись новые возможности, что способствовало рождению множества различных школ и направлений. Развиваясь, они стали также мало похожи друг на друга, как и танец Дункан. И все же было у них и общее. Их обьединяло не только неприятие традиций балетного театра, не только обращение к серьезной музыке, но прежде всего - принципиально иное, чем раньше, отношение к танцу. Танец стал восприниматься не как развлечение, а как искусство, способное, наравне с другими, откликаться на запросы времени.

Существенным оказалось влияние творчества Дункан на классический балет. Ее концепция была полной антитезой условностям академической хореографии. И в своих высказываниях она неоднократно критиковала и высмеивала консерватизм балета. Сама она не имела специального хореографического образования, хотя в детстве мать приводила ее на занятия в балетный класс. Со свойственной ей категоричностью Айседора отвергла механические приемы и условности классического танца.

Искусство Айседоры Дункан оказало большое влияние на развитие современной хореографии, в том числе на творчество русских балетмейстеров М. Фокина, А. Горского, К. Голейзовского. Горский заявил, подводя итог своей двадцатипятилетней деятельности: "Большую роль в эволюции балета сыграла Дункан".

На самом деле балет и танец различны в самой своей сущности. Балет - только для глаз. В балете танцующий сознает себя, но лишь в жесте, лишь на поверхности тела. В древнем танце, связанном с именем Айседоры Дункан, ритм поднимается из самой глубины бессознательной сущности человека, и вихрь музыки уносит тело, как ветер - лист.

*

'Классический балет - это искусство!' - вот вам и ещё один сомнительный лозунг.

*

Матильда Кшесинская (наст. фам. Кржесинская, 1872-1971)

На балетную школу Кшесинской в разные годы приезжали смотреть Анна Павлова и Айседора Дункан, Тамара Красавина, Нинет де Валуа и Ф. Аштон… Для всех она была эталоном, примером, на нее равнялись, ей подражали, случалось, и завидовали, но она смотрела на это сквозь пальцы и.. умела дружить с соперниками.

Дункан не оставила после себя следа в истории искусства: балерина Матильда Кшесинская оказалась права, напророчив, что последовательниц у Дункан как танцовщицы не будет.  Зато ее след в истории сохранился. Она стала бессмертной благодаря своей жизни, а не искусству.

Матильда Кшесинская прожила 99 лет и осталась в истории не только как балерина, но в первую очередь как возлюбленная последнего российского Императора.

Состояние российского балета во время исполнительской деятельности Кшесинской было плачевным: еще работал Мариус Петипа, но его лучшие постановки уже стали застывшей классикой, появлялись новые талантливые исполнители, а предпочтение отдавалось зарубежным танцорам. Настоящий взлет русский балет начал переживать с началом нового века, когда на смену старой школе и выжавшей из нее максимум пользы Кшесинской пришла гениальная молодежь — Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и подлинные революционеры балета: Дягилев, Лифарь, Фокин… Матильда Феликсовна свое место под солнцем занимала с боем. Однако война шла за кулисами...

Теляковскому приходилось нелегко: рядом работал полностью реформировавший театральное дело Художественный театр, больно кусалась неряшливая, невнимательная агрессивная пресса, артисты требовали увеличения окладов, Александрийским театром правила многомудрая Мария Гавриловна Савина, а Мариинским балетом - любвеобильная, прагматичная и агрессивная Матильда Феликсовна Кшесинская. С этой дамой не поладил предшественник Владимира Аркадьевича - и тут же лишился места. Оно и неудивительно: первой любовью именитой балерины был сам государь, на прощание пообещавший ей вечное покровительство, а нынешним гражданским мужем являлся великий князь Сергей Михайлович, чуть что приезжавший о ней хлопотать: "Мы решились совсем оставить сцену...".

В царствование Николая II русской артиллерией руководили генерал-фельдцейхмейстер, великий князь Михаил Николаевич и его сын, великий князь Сергей Михайлович. Сергей Михайлович вступил в связь с бывшей любовницей Николая II, балериной Матильдой Кшесинской. За несколько лет нищая балерина стала одной из богатейших женщин России. Уже в 1895 г. Кшесинская покупает загородный двухэтажный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала дворец и даже построила собственную электростанцию. Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы. В 1912 г. Кшесинская за 180 тысяч франков покупает виллу «Ялам» на Лазурном берегу, на юге Франции. Откуда такие огромные средства у балерины? Одни ее драгоценности превышали жалованье в театре за... 200 лет! Подарки Николая, Сергея и Владимира Романовых? Увы, Романовы времен Александра III и Николая II были ужасно скупы, и стоимость их подарков не составляла и 5 % стоимости имущества матери-одиночки. На самом деле Матильда жила за счет Военного ведомства, в основном, за счет артиллерийских поставок. Великий князь Сергей Михайлович и Кшесинская совместно с руководством фирмы Шнейдера и правлением Путиловского завода организовали преступный синдикат.

Однако самые страшные результаты для России имела деятельность великого князя Сергея Михайловича, генерал-инспектора артиллерии. Это уже было банальное казнокрадство… Великий князь, к которому по наследству от Николая перешла постельная балерина Матильда Кшесинская, в деньгах нуждался отчаянно. Деньги охотно давали добрые французы, и немало. Вот только их приходилось отрабатывать…

Но руки Пуришкевича и князя Юсупова не дошли до Матильды Феликсовны Кшесинской и великого князя Алексея Михайловича. Эта «сладкая парочка» делала то же самое: за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы. [Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.]

*

..texts
http://idvm.eu5.org ` http://idvm.chat.ru ` http://idvm.narod.ru ` http://idvm.ru.tf ` http://idvm.ya.ru ` http://duncanmuseum.ru.tf
http://r812.eu5.org
..index